Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС

24 июля 2009 года Президентом РФ был подписан закон «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного социального страхования».

Одобренный закон вводит страховые взносы на конкретные виды социального страхования и регулирует отношения, возникающие в процессе их уплаты в государственные внебюджетные фонды. Принятие закона обусловлено отменой с 1 января 2010 года единого социального налога.

В частности, законом регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и фонды обязательного медицинского страхования при отмене единого социального налога и отмене зачисления доли налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, в государственные внебюджетные фонды.

Законом устанавливаются плательщики страховых взносов и объекты обложения, тарифы страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также финансовые санкции за их несоблюдение. Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 5. Плательщики страховых взносов

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В случае отнесения к нескольким категориям плательщиков по-прежнему исчисление и уплата страховых взносов осуществляется по одному из оснований.

Статья 7. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (организаций, индивидуальных предпринимателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг
(за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

2. Объектом обложения страховыми взносами для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой).

3. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

4. Не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов, (выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации, выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Статья 9. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Не подлежат обложению страховыми взносами для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц :

1. государственные пособия;

2. компенсационные выплаты:

  • возмещение вреда, причиненного увечьем,
  • оплата жилого помещения и коммунальных услуг, и т.д.,
  • оплата стоимости довольствия, оплата стоимости питания, оборудования, формы,
  • увольнение работника (за исключением компенсации),
  • расходы на повышение квалификации,
  • расходы физического лица по гражданско-правовым договорам,
  • трудоустройство при сокращении, ликвидации, реорганизации,
  • иные выплаты.

3. единовременная материальная помощь;

4. доходы общин коренных малочисленных народов Севера;

5. суммы страховых платежей по договорам добровольного страхования;

6. взносы на накопительную часть трудовой пенсии, но не более 12 000 руб.;

7. стоимость проезда к месту отпуска и обратно;

8. суммы выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями;

9. стоимость обмундирования и формы;

10. стоимость льгот по проезду отдельным категориям граждан;

11. суммы материальной помощи ( не более 4000 руб.

12. суммы оплаты за обучение;

13. суммы оплаты на приобретение или строительство жилья;

14. суммы денежного довольствия;

15. вознаграждения и выплаты по договорам иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ.

Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных штрафов и за счет иного имущества остается прежним (ст.19, ст.20, ст.21).

Наиболее существенные изменения по сравнению с ранее действовавшей системой платежей:

  • изменения тарифов страховых взносов с 01.01.2011г.: в Пенсионный фонд - 26%, в Фонд соцстраха - 2,9%, в ФОМС - 2,1%, в территориальные фонды медстраха - 3%. Взносы в Пенсионный фонд и ФОМС будут выше, чем действующие ставки платежей;
    В 2010г. страховые тарифы остаются на прежнем уровне в ПФ РФ — 20%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 2,0%.
  • страховые взносы в каждый государственный внебюджетный фонд заменяют действующие в настоящее время единый социальный налог, страховые взносы и отчисления;
  • администрирование (контроль) будут осуществлять сами фонды, а не налоговая инспекция;
    т.е. Фонды имеют право требовать предоставление документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты страховых взносов, проводить проверки, определять суммы, подлежащие уплате, требовать устранения нарушений законодательства, взыскивать недоимку, пени и штрафы, предъявлять иски и т. д.
  • отменена регрессивная шкала исчисления обязательного платежа; 
  • отменяется дифференциация тарифов по отраслям и действующие в настоящее время льготы общественным организациям инвалидов; 
  • установлен новый предельный размер облагаемой базы за расчетный период в 415 тысяч рублей, при превышении которого страховые взносы не взимаются. Согласно закону предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы.

Отменены обязательные авансовые платежи для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой (в части пенсионного обеспечения). Уточнен порядок уплаты страховых взносов за членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целях смягчения возрастающей фискальной нагрузки предусмотрен ряд переходных положений. Это сохранение в 2010 году тарифов, действующих в настоящее время по первой ступени шкалы единого социального налога, а в 2011-2014 годах – применение пониженных тарифов страховых взносов для работодателей, имеющих в настоящее время льготы (или применяющих специальные налоговые режимы).

В частности, в 2010г.:

для сельскохозяйственных товаропроизводителей тарифы страховых взносов в ПФ РФ -15,8%, составят ФСС РФ — 1,9%, ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 1,2%.

для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами тарифы составят в ПФ РФ — 14,0%, ФСС — 0,0%, ФФОМС — 0,0%, ТФОМС — 0,0%.

в дальнейшем тарифы страховых взносов составят

в 2011-2012г.г. ПФ РФ — 16,0%, ФСС РФ — 1,9%, ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 1,2%

в 20013-2014г.г. ПФ РФ — 21,0%, ФСС РФ — 2,4%, ФФОМС — 1,6%, ТФОМС — 2,1%

В 2011 - 2014 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 статьи 58 компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам 1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

2. Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей.

Таким образом, данной статьей вносятся изменения в действующее законодательство (ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ), предусматривающего ответственность за несвоевременное предоставление отчетности по страховым взносам в ФСС РФ.

Статья 62. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1.Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 5 статьи 8 (индексация предельной величины базы для начисления страховых взносов), части 2 статьи 12 (страховые тарифы в ПФ РФ — 26%, в ФСС РФ — 2,9%, в ФОМС — 2,1%, ТФОМС — 3%), части 10 статьи 15 (Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи"). если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. настоящего Федерального закона.

2. Часть 5 статьи 8, часть 2 статьи 12, часть 10 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.

3. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

В соответствии с принятым законом были внесены изменения (Федеральный закон № 213-ФЗ от 24.07.2009г.)в части социального обеспечения в следующие федеральные законы:

1. ФЗ от 15.05.1991г №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

2. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

3. Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

7. Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

8. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"

Изменить наименование указанного закона на редакцию "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ".