По частоте проявления у безнадзорных детей бродяжничество следует сразу за воровством. Дети убегают из детских домов, интернатов, приютов, как и из школ, прогуливая занятия. "/> Побеги, школьные прогулы, бродяжничество
23.08.2010  Просмотров: 4171

Побеги, школьные прогулы, бродяжничество

По частоте проявления у безнадзорных детей бродяжничество следует сразу за воровством. Дети убегают из детских домов, интернатов, приютов, как и из школ, прогуливая занятия.

Дальнейшая судьба таких детей может оказаться довольно неблагоприятной, особенно в социальном плане. Побеги и прогулы относятся к возрасту 8 — 15 лет, а максимально проявляются к 13 — 14 годам. В наше время социальных и экономических перемен возросло количество таких побегов. Они облегчены тем, что детям доступны передвижения на всех транспортных средствах, которых становятся все больше.

С психологической точки зрения можно разграничить причины побегов, школьных прогулов и бродяжничества.

1. Как симптом беспризорничества при недостаточном надзоре, педагогической запущенности, а также при некоторых профессиях родителей, предрасполагающих к побегу детей. Существенными условиями являются здесь скука, отвращение к труду, психическая неустойчивость и невоздержанность.

2. Как реакция протеста против чрезмерных требований в семье, недостаточного внимания со стороны родителей, действительного и мнимого предпочтения, оказываемого другим братьям и сестрам. С психопатологической точки зрения здесь можно видеть расстройство преимущественно отношений между сыном и отцом, дочерью и матерью.

Эти две причины побегов чаще присущи возбудимым подросткам, которых дома что-либо не устраивает. Простейший выход они видят в побеге, разрыве всяческих связей с домом. Иногда для них это и способ избежать на некоторое время посещения школы. Девочки во время таких побегов, попадая в бедственное положение, часто завязывают сексуальные отношения с мужчинами. Мальчики совершают взломы, для того чтобы чем-нибудь поживиться или просто в поисках ночлега

3.   Как реакция тревоги у школьников-мечтателей, которые, очнувшись от своих фантазий и заметив, что сильно опоздали, не смеют вернуться домой. Некоторые убегают из страха наказания, из боязни классной работы и др. Часто это дети, которые воспитываются в условиях чрезмерной строгости и требовательности или отстающие в своем развитии.

4.  Из специфических побуждений в пубертатном возрасте. Такие побеги обусловлены романтикой, томлением по неведомым далям и новым переживаниям, желанием дать выход своей энергии и побороть чувство собственной неполноценности. Случается, что подросток ударяется в бега, импульсивно реагируя таким образом на какой-нибудь самый обычный конфликт. В основе такого побега часто лежит характерологическое предрасположение (невоздержанность, импульсивность, внутреннее беспокойство, эмоциональная тупость, отсутствие целеустремленности).

5.   По психопатологическим причинам при различных психических заболеваниях. Непреодолимая потребность бежать возникает как «импульсивное помешательство» в сочетании с расстройством сознания.

Иногда эпизодическое бегство является результатом шизофренного бреда, когда параноидно истолковывается внешний мир, появляется мания преследования. Среди людей, образом жизни которых стало бродяжничество, немало личностей с пубертатно-психотическими надломами, в том числе детей и подростков с эпилептоидными чертами характера. Наверно, у них просыпается древний инстинкт к бродяжничеству — извечная жажда переживаний и приключений. Когда-то эта жажда побуждала людей расширять сферу обитания, накапливать жизненный опыт. Примитивные (древние) инстинкты пробуждаются преимущественно в детском возрасте, но имеют патологический характер.

Как видим, синдром детского побега, школьного прогула и бродяжничества чаще всего указывает на серьезное нарушение детской психики и настоятельно требует лечения, которое, конечно, не должно ограничиваться дисциплинарными и организационными, а должно быть направлено на устранение причин и условий расстройства.

Медицинский психолог
Юдина Т.А.








Возврат к списку