26.07.2010  Просмотров: 6379

Воровство

Среди порочных привычек у беспризорных и безнадзорных детей воровство стоит на первом плане. Чаще этому их, как и в животном мире, побуждают чувство голода и другие неудовлетворенные потребности. Сложнее обстоит дело с «благополучными» детьми, которые начинаются воровать, хотя не испытывают в этом необходимости — «сыты, одеты и обуты.

Воровство (мошенничество и авантюризм). Эти пороки ведут свою родословную от инстинктивного «стяжательства» маленького ребенка, его двигательного, «хватательного» импульса.

Воровство, совершаемое человеком с целью наживы, не сравнить с «криминальным» поведением животных, которые используют всевозможные хитрости, и уловки для получения пищи. Кот, скажем, прикидывается мертвым или спящим, чтобы поймать птицу. Существуют даже растения с «криминальным» даром. Для привлечения насекомых они выделяют приманку — похожее на мед вещество. Как только насекомое забирается внутрь растения-цветка, лепестки закрываются и пойманное насекомое поглощается.

Детская склонность к воровству чаще, чем это принято считать, вырастает на невротической почве, когда развивается примитивная хитрость и умение действовать украдкой.

Психологи, например, выделяют «символические кражи детей и подростков». Их совершают дети, болезненно ощущающие недостаток внимания или любви со стороны родителей, учителей и других близких им лиц. Присваивая себе какой-либо предмет любимого человека, эти дети символически как бы овладевают этим человеком. Похожий характер имеют престижные кражи, совершаемые для поднятия личного авторитета в своем кругу, или «бескорыстные кражи», когда украденный предмет преподносится кому-либо в качестве подарка.

Мотивом таких краж выступает потребность в самовыражении. Нечто похожее испытывает охотник или рыболов, больше заинтересованный в поисках добычи, чем в ней самой. Неукротимое влечение к совершению бессмысленных краж, бесцельное воровство часто присуще слабовольным и неустойчивым людям.

В детстве способность управлять влечениями и эмоциями понижена даже у нормальных детей, так как осознанный контроль поступков у них еще отсутствует. Вследствие этого особенности возбудимых личностей  в детстве проявляются особенно резко. У них влечения преобладают над разумом. Совершение ими краж — явление такого же характера, как и беспорядочная половая жизнь (они начинают ее раньше). Существует и психопатологическое влечение к воровству, называемое клептоманией. В свое время о клептоманах писалось много, но, когда к ним стали относиться как к обыкновенным ворам, уголовно преследовать, клептомания почти перестала встречаться. В этом необычная двойственность психических состояний и заболеваний: они биологические и вместе с тем социальные. Воры бывают разные, некоторые из них — пациенты психиатров.

Воровство — это социальное явление, в редких случаях к его проявлению предрасполагают биологические аномалии. Но биологически обусловленного вора избавить от его порока не удается, поэтому каким бы ни был успех применения медикаментов, без соответствующих социальных воздействий избавится от воровства
невозможно. В основе борьбы с этим общественным пороком должно лежать формирование совести и стандартов поведения в социуме, понимание недопустимости воровства.

Патологические мошенники, авантюристы из числа подростков не отличаются грубым и навязчивым поведением наоборот, они спокойны и деловиты, всем своим обликом стараются походить на людей, заслуживающих доверия. Правда, не всегда отличаются достаточной сообразительностью, соответствующей их возрасту находчивостью. Слабость интеллекта, отсутствие привычки осмысливать свое поведение осложняет их положение. Эти дети, как правило, не утрачивают умения приспосабливаться, налаживать социальные контакты. Правда, патологические мошенники — это тип социальный. При правильном общественном воздействии, разумном направлении их сил большинство из них могут стать полноценными гражданами.  

Первобытный человек с неразвитым нравственным началом считал преступлением, когда что-то украли у него самого, а если он украл сам — то преступлением свое деяние не считал. Он не знал другого средства приобретения, кроме воровства или отъема того, что ему нужно. Труд в понимании дикарей считался занятием позорным и унижающим, гораздо почетнее было убить своего соотечественника, завладеть силой его имуществом. Несомненно, что длительно и сложно протекавший нравственный прогресс состоял, в том, что люди выработали нормы морали и установили, что считать преступлением. Соот­ветственно, формировались моральные и волевые качества, хотя биологическая основа человека не изменилась.

Обычный нормальный человек, не испытывающий финансовых затруднений, воровать не станет. Он не крадет, так как нет причин воровать. Если же его постоянно преследуют финансовые проблемы, не воровать труднее. В этом случае приходится прибегать к немалым волевым усилиям, подавляя стремление украсть. Главная трудность в перевоспитании даже малолетних правонарушителей состоит не в том, что подросток «не хочет» исправиться или «не понимает», что надо жить честно а в том, что он порой не может этого сделать из-за уже сформировавшейся и ставшей инертной системы ценностей, которые, несмотря на «хотение» и «понимание», продолжают определять прежнее извращенное (преступное) отношение к миру. Такой сложившийся стереотип аномального поведения настоятельно требует серьезной и, прежде всего, медико-психологической помощи. Само желание ребенка (подростка) изменить систему своих представлений порождает у него тревогу, которая проявляется в раздражительности, недоверии, браваде. Доверия у подростка можно добиться соответствующим стилем общения и поведения: спокойствием, доброжелательностью, твердостью и игнорированием провокационных действий. Важно сформировать у детей уверенность в себе, нужно дать им почувствовать, что они могут то, что могут другие. К примеру, получать хорошие отметки, достигать успехов в музыке, спорте, других сферах жизнедеятельности. Добившись доверия и сформировав у ребенка чувство уверенности в своих силах, можно снять излишнюю тревожность. Когда она уходит, воспитательное воздействие становится максимально эффективным.

Подготовлено
медицинским психологом
Юдиной Т.А.








Возврат к списку

Предыдущие новости:


Здравоохранение

Пивной алкоголизм - беда молодых

26 мая 2010

Здравоохранение

Школа пап

5 мая 2010

Здравоохранение

Туберкулез

5 мая 2010

Здравоохранение

Молодёжь на страже здоровья

5 мая 2010

Здравоохранение

Грудное вскармливание

5 мая 2010