15.04.2022  Просмотров: 910

Сказка об Обижалке — метод работы с буллингом в коллективе

Когда в классе происходит травля, зачастую индивидуальная работа с обидчиком или жертвой не помогает. В лучшем случае происходит смена ролей: жертвой или агрессором становится кто-то другой.

Альтернативой интерпретации травли как проблемы того, кто травит или того, кого травят, становится взгляд на травлю как на болезнь группы, которую можно вылечить, только если весь класс сплотится против нее.

Метод отделения проблемы от людей взят из нарративной психотерапии и называется экстернализацией. Когда мы отказываемся от оценочных суждений: «он гиперактивный», «да у него отец пьет, ну всё с ним понятно!» — и говорим о проблеме не как о чем-то присущем человеку по сути, но как о чем-то внешнем («Иногда к тебе приходит Обижалка. Какие планы у Обижалки на твою жизнь? Кто тебя с ней познакомил? О чём она мечтает для тебя и для твоего класса?»), то у ребенка появляется возможность взять на себя ответственность за сопротивление трудностям без гнёта сковывающего чувства вины и стыда.

Статья представляет антибуллинговую постановку для детского коллектива. Ее цель – помочь детям и педагогам перестать использовать методы обвинения и стыжения, научиться отделять проблему травли от личности, более эффективно находить ресурсы для сопротивления травле («Обижалке») и работать с травлей как с «болезнью группы» через занятие внутренней позиции. Постановка может быть использована для профилактики травли в школьных коллективах, а классные часы на ее основе – для «излечения» класса от Вируса Травли.

В качестве актёров в зависимости от индивидуальных особенностей можно брать детей с 5 класса. Прежде чем начинать работать с постановкой необходимо до детей и взрослых донести её смысл: только все вместе мы можем преодолеть Обижалку, которая иногда приходит к классам и коллективам и мешает им быть дружными.

Сказка может быть интересна зрителям начиная с 1 класса, однако после ее просмотра желателен классный час для обсуждения её содержания.

Чтобы работа с травлей в школе была наиболее эффективной, рекомендую не ограничиваться одной постановкой, а провести цикл классных часов и групповую работу с ребятами – в опоре на приведённый ниже список литературы.

Действующие лица:

1. Рассказчик.

2. Вирус Обижалки. Внешний вид и основной посыл: как страшная ведьма, которой важно портить всё хорошее, что сделали люди. В руке – шарик со знаком радиации, периодически надувает и сдувает его (символ ее угрозы).

Варианты имени: Вирус Раздоринки, Раздорыч-Обижалыч, Раздорис-Обижалис.

3. Ощущение Превосходства.

4. Ощущение Власти (с бумажной неброской короной).

5. Чувство Вины.

6. Учительница.

7. Вася — мальчик, которого травят.

8. Петя — мальчик из класса.

9. Аня — девочка из класса.

10.Маша — девочка из класса.

11. Чувство Радости.

12. Чувство Доверия.

13. Сочувствие.

14. Свои в зале (1-3 человека) – сидят в зале, кричат «нет» Обижалке, выходят заключать с ней пари, если никто другой не выйдет.

Часть 1.

Часть 1.1. Продленка, уроки

Занавес закрыт

Рассказчик: Иногда бывает, что во взрослые и детские коллективы приходит Вирус Обижалки.

Занавес открывается.

На сцене: 2 парты, доска.

Аня и Вася сидят за партой и вместе делают математику, оживленно обсуждая ее.

Петя и Маша сидят за другой партой и играют в морской бой.

Учительница проверяет тетради.

Петя: Б1

Маша: Мимо! Д 10

Петя: Ранила!

Аня: Конечно, Вася, здесь же получается 5 синус икс делить на два! Видишь, всё сходится!

Вася: Точно, как же у нас раньше не получался этот ответ! Наверное, допустили арифметическую ошибку… ну всё, домашка сделана!

Учительница подходит к Ане и Васе, с интересом смотрит в тетради ребят, кладет руку на плечо Васи.

Учительница: Молодцы, ребята, у вас все получилось!

Аня и Вася радуются, дают друг другу «пять».

Учительница садится обратно проверять тетради.

Часть 1.2. Выход чувств

На сцене появляются чувства Радости, Доверия и Сочувствие.

Радость: Когда я вижу, что ребята делают что-то сообща, помогают, играют друг с другом, делают друг для друга что-то приятное, то я сразу прихожу к ним! Я дарю ребятам ещё больше энергии и веселья! Какое же я чувство, отгадайте??

Зал отгадывает.

Чувство Радости: Правильно, меня зовут Чувство Радости!!

Чувство Доверия: А я появляюсь, когда два человека дружат, слушают и слышат друг друга, честны друг с другом и выполняют обещания. Я делаю общение теплее и надежнее. Какое же я чувство, отгадайте??

Зал отгадывает.

Чувство Доверия: Правильно, меня зовут Чувство Доверия!!

Сочувствие: (обращаясь к зрительному залу): А я прихожу тогда, когда человек видит, что другому плохо или неприятно. Я помогаю понять чувства другого — одноклассника, друга, учительницы, мамы… и поддержать в трудной ситуации.

Также я помогаю почувствовать Радость другого и разделить с ним её!

Какое же я чувство, отгадайте??

Зал отгадывает.

Сочувствие: Правильно, меня зовут Сочувствие!!

Доверие и Сочувствие подходят-подпрыгивают к Ане и Васе, Радость подходит к Пете и Маше. Чувства жмут руки ребятам, смеются.

Часть 1.3. Игра в мяч, ушиб Пети

Вася: Давайте в мяч!

Все выходят из-за парт, образуют круг на задней части сцены и начинают играть в мяч, чувства – с ними.

Секунд 10 все радостно играют в мяч.

Во время игры Аня случайно попадает Пете мячом в голову, игра останавливается, мяч больше не трогает, он на сцене.

Петя: Ой, больно! Держась за голову

Аня, Вася и Сочувствие с заботливым выражением лица подходят к Пете. Остальные замерли: заинтересованно смотрят в сторону Пети.

Аня: Петя, как ты себя чувствуешь? Тебе помочь?

Петя: Спасибо, ребят, кажется, ничего страшного, уже почти не болит!

Аня отводит Петю за левую парту

Аня Пете: Посиди немного.

Аня садится к Пете и осматривает его голову, Маша с Васей садятся за другую парту, учительница возвращается проверять тетради.

Потом Аня и Петя начинают беззвучно оживленно болтать.

Во время монолога рассказчика Вася достает цветок из оригами, дарит Маше, Маша радуется.

Рассказчик: Жил-были были ребята. Целый дружный класс. Они вместе играли на переменах, поздравляли друг друга с Днями Рождения, вместе ездили на экскурсии, ходили в театры и музеи. Им нравилось проводить друг с другом время. Их классная руководительница ездила с ними на все мероприятия и поддерживала во всём.

== Вариация: все поют куплет песни «Вместе весело шагать по просторам» ==

Часть 2. Появление Обижалки

Часть 2.1. Пантомима Обижалки

Рассказчик: Но как-то раз…

== НАПРЯЖЕННАЯ МУЗЫКА ==

Рассказчик: В классе завёлся вирус Обижалки. А прививки от Обижалки у детей еще не было…

Обижалка появляется из зала, проходит весь зал, зло смеясь, забирается на сцену, оглядывает всех. Надувает и сдувает шарик (на жёлтом шарике нарисован чёрный знак радиоактивности), медленно окидывает взглядом ребят, учительницу, весь зал и очень ехидно и зло смеется. Выражение лица: надменное, ехидное, коварное.

Обижалка ходит по сцене, корчит рожицы, показывает язык залу, ребятам, Чувству Радости и Чувству Доверия, сдувает и надувает шарик, смеется над всем. Ребята изображают испуг и непонимание (чувство «WTF??»).

Обижалка садится на стул в правой части сцены (посередине), зло и скептически осматривает всех.

Часть 2.2. Чувства заболели

Чувства Радости и Доверия выходят к центру сцены, держась за головы. Идут вяло. Чувство Радости – с градусником под мышкой.

Радость, вытаскивает градусник и смотрит на него: ООО!! Мне так плохо, кажется, я чем-то заболела. У меня температуры 38,7! Мне грустно и тоскливо…

Всхлипывает и чихает.

Сочувствие оборачивается к Радости и заботливо подходит к ней.

Сочувствие: Я тебя так понимаю, мне тоже стало не по себе…. Но вместе мы справимся!

Доверие: Честно говоря, я тоже заболеваю. Видите, к нам прорвалась Обижалка!

Показывает на Обижалку.

Давно надо было создать Правила Мира в классе, а из-за того, что их не было, она смогла прорвать все барьеры, которые я ставил… Теперь может случиться ужасное…

Доверие почти падает на пол, его подхватывает Сочувствие.

Сочувствие себе под нос, причитая: Доверие, что же делать?! Что с нами будет?!

Рассказчик: Чувство Доверия и Чувство Радости заболевают и уходят, когда ребята не противостоят Обижалке…

Доверие хватается за сердце и уводит чихающее Чувство Радости за сцену.

Часть 2.3. Обижалка портит игру в мяч

Сочувствие вяло подходит к мячу и зовет Васю и Машу играть. Аня и Петя беззвучно обсуждают происходящее с удивлением на лице.

Кидает мяч Васе.

Обижалка (показывает на ребят и обращается к Сочувствию): Ахахаа как он мяч смешно кинул!! Криворучка!

Все молчат, испуганно и недоумевающе смотрят на Обижалку.

Сочувствие: Как же так! Неужели в этом классе меня некому защитить?! Кажется, я начинаю исчезать…

Выкручивается за кулисы.

Вася и Маша в растерянности медленно и неуверенно садятся обратно за парту.

Аня показывает язык Пете, тот отворачивается. (Замерли в этих позах!)

Остальные в растерянности и страхе, СТОП-КАДР.

Часть 2.4. Пари Обижалки

Обижалка выходит на авансцену.

Обижалка залу: Я проверю этот класс! Сможет ли он мне противостоять! Пойдут ли они у меня на поводу?? Только четкие Правила Мира помогут ребятам вернуть Доверие, Радость и Сочувствие в класс! Но додумаются ли они до них?? Спорим, что нет?!

Ехидно надувает и сдувает шарик.

Обижалка встает на край сцены и начинает громко общаться с залом:

Обижалка: Эй вы, малявки! Я заключаю с вами пари, что ребята не выдержат, сдадутся! Мои уловки раздружат их класс навсегда, что они будут обзывать друг друга и ругаться!! Спорим?? Вы согласны??

Обижалка смотрит выжидающе и коварно на зал.

Кто-то из зала кричит “Неет!”. Если сразу не кричит кто-то из зала – то кричит «Свой зритель».

Обижалка: Кто смелый и готов со мной заключить пари?? Давайте же, вы проиграете! Спорим на конфету!

Выходит человек из зала, они с Обижалкой жмут руки.

Обижалка: Я уверена, что я заражу этот класс, и он никогда не станет дружным! Если у меня это не получится, то я уйду и заберу себе конфету! Показывает конфету. Иначе – конфета твоя!

Спорим?

Человек из зала: Нет, у тебя ничего не выйдет!

Обижалка: Увидим!

Человек уходит, Обижалка ехидно смеется.

Часть 2.5. Обижалка продолжает портить игру в мяч

Дети встают и начинают играть в мяч. Обижалка присоединяется к ним, внося неурядицу: кидает больно в Аню, говорит Пете:

Обижалка Пете: Ничего у тебя не получается, криворукий!

Петя растерянно: Сама криворукая!

Обижалка корчит рожицу Маше, Маша отшатывается и боится. Вася смеется над этой ситуацией.

СТОП-КАДР.

Обижалка в зал, прикрывая рот: Ха-ха, похоже, они не прошли проверку на прочность! Их легко раздружить! Переходим к тяжелой артиллерии!

Надувает и сдувает шарик.

Часть 3. Обижалка атакует

Часть 3.1. Немое действие

Обижалка:

· Медленно и зловеще подходит к Ане;

· Медленно достает прозрачное покрывало и накидывает на Аню;

· Аня сильно вздрагивает;

· Аня скрючивается в страшную позу;

· Аня замирает.

· Обижалка водит вокруг Ани руками, приговаривая «Крибли, крабли, бумс!» — заколдовывает.

· Так Обижалка медленно проделывает с КАЖДЫМ ребенком.

2. Пока Обижалка не подошла к ребенку, тот либо:

· Изображает ступор;

· Изображает страх.

Учительница в панике бегает вокруг происходящего.

Рассказчик, обеспокоенно: Обижалка использовала самые разные уловки. Обижалка привела своих союзников. Она наслала Ощущение Превосходства и Власти…

3. В этот момент гордо и надменно выходят ОП и ОВ, идут на авансцену. ОВ хвастается перед залом своей бумажной короной, оба заигрывают с залом. Посыл от ОВ: «Видите, какой я очаровашка!» «А вам завидно??». Посыл от ОП: «Я самый главный!».

После заигрывания с залом ОП и ОВ с разных сторон подходят к каждому заколдованному Обижалкой ребенку и каждый делает следующее:

· Либо кокетничает и приобнимает, либо смеется над ребенком, касаясь его, либо делает «волшебные махи» (как Обижалка) и касается.

· После того, как ОП или ОВ сделал п.1, ребенок вздрагивает,

· Ребенок распрямляет спину;

· И либо ребенок начинает зло смеяться, либо указывает на другого ребенка и смеется над ним. То есть ребенок «оживает» злым.

· Если ребенок начинает смеяться над другим ребенком или учительницей, то ОВ, ОП и Обижалка его подначивают, смеются вместе с ним.

4. После того, как всех накрыли и все посмеялись друг над другом, все дети медленно и без эмоций выкручиваются за кулисы.

5. Обижалка тоже скрывается.

6. Учительница сидит на стуле за партой, закрыв лицо руками, в отчаянии.

Часть 3.2. Выступление Ощущения Превосходства и Ощущения Власти

Ощущение Превосходства и Ощущение Власти выходят вперед к залу.

Обижалка довольно слушает монолог ОПВ.

Ощущение Превосходства: Мы – Ощущение Превосходства и Власти.

Ощущение Власти: Мы обманываем ребят и взрослых, заражаем их иллюзией, что делая больно другим, они становятся лучше и сильнее.

Прикрывая рот от учительницы, говоря только в зал:

Ощущение Превосходства: Вообще, это обман, потому что любой человек и так сам по себе хороший! Но нам всегда интересно посмотреть, что будет, если человека убедить в том, что он никчемный….

Не прикрывает рот, уверенно:

Ощущение Власти: И внушить ему, что надо обижать других, смеяться над всеми, чтобы быть хорошим и сильным.

Ощущение Превосходства: Мы обманываем, что важны не отношения и чувства, а богатства: новый айфон, карманные деньги (желательно в евро, ха-ха!),

Ощущение Власти: …крутые шмотки и гаджеты…

Ощущение Превосходства: Важны подлости и предательства!

Ощущение Власти: Важно равнодушие!

Ощущение Превосходства: Ведь как легко жить, когда тебя ничего не заботит!

Оба: Ахаха!

Ощущение Власти: Да, забыл сказать! Мы это делаем не просто так! Мы берем за всё это с человека дорогую плату!

Ощущение Превосходства: Мы забираем из жизни этого человека настоящую радость, сочувствие и доверие! Забираем умение дружить и строить отношения. Забираем тепло и любовь…

Ощущение Власти показывает на пустую сцену: Видите, ваших Чувств Радости, Доверия, Сочувствия и нет! Это из-за нас они сейчас лежат с температурой!

Ха-ха-ха!!

Оба злорадно смеются.

Уходят на второй план в разные стороны сцены и надменно смотрят на зал.

Часть 3.3. Монолог Вины

Держась за голову, из угла выходит Чувство Вины:

Чувство Вины: Ооо как мне тяжело, как мне плохо! Я – Чувство Вины! Меня к вам направило Сочувствие…

Чувство Превосходства смотрит на Вину с недоумением и возмущением, сжимая и разжимая кулаки.

Чувство Власти смотрит на Вину высокомерно, с издевкой, поправляя корону.

Чувство Вины: Я появляюсь у людей, когда они сделают что-то, что считают неправильным и нехорошим. Я помогаю им исправить плохой поступок, попросить прощение, наладить отношения.

Как же мне хочется извиниться перед всеми! Только мне одному не справиться с этой задачей!

Ощущение Превосходства: Ты кто такой?? Что пришел?? Самый умный, что ли?? Ощущение Власти: Вали отсюда!

Ощущение Превосходства и Ощущение Власти подбегают к Чувству Вины, обматывают его тканью/туалетной бумагой, кто-то из них закидывает себе на плечо и уносит со сцены. Второй персонаж ехидно следует за ними, изображая перед залом мимикой победу и высокомерие. Уходят со сцены.

Руки Чувства Вины свободно свисают вниз, болтается.

На сцене продолжает сидеть только классная руководительница.

Часть 3.4. Обещания Обижалки и превращение классной руководительницы

Из угла резко выходит Обижалка и говорит с залом.

Обижалка: Ребята, сейчас я вас научу, как стать Властелином мира!

Говорит по нарастающей в интонациях.

Обижайте друг друга! Издевайтесь над всеми! Забирайте вещи друг друга, бейте, унижайте друг друга! Громко: В мире правит Сила! Докажи, что ты сильный! Бей слабого! И тогда ты станешь действительно крутым!! Ты станешь неуязвимым!

Обижалка ехидно смеется, надувает и сдувает шарик.

Рассказчик: Путем обмана Обижалка взяла в союзники даже классную руководительницу…

Обижалка секунд 5 бегает за классной руководительницей, она в панике от нее отмахивается и сопротивляется.

Навстречу выходит Ощущение Превосходства и Классная руководительница падает на стул в изнеможении.

Обижалка нашептывает, заговаривает, машет руками, колдует:

Обижалка: То, что происходит в классе – обычное дело и все само пройдёт! Ты только прикрикни на детей посильнее, начни стыдить и винить их! Родителей вызови! И будет всё, как хочешь ты! И власть к тебе вернется снова!!

На вымотанную классную руководительницу Обижалка и Ощущение Превосходства накидывают покрывало.

Часть 4. Буллинг

Дети и Ощущение Власти вкрутились обратно, сели/скрючились в разных местах со зловещими выражениями лиц. Парта перевернута.

Петя жует, Маша смотрит в телефон, Аня грызет семечки.

Классная руководительница трясет тетрадью в руке: Вася, ты снова ужасно написал контрольную по физике!!

Петя, выплюни жвачку изо рта!

Маша, убери телефон!!

Аня, хватит есть семечки!

Вася, как тебе не стыдно! Я всю ночь проверяю ваши тетради, а вы даже не удосуживаетесь подготовиться! Сил моих на вас больше нет, ужасный класс, где ваша совесть?!

Отворачивается от класса, злится, начинает нервно что-то делать в телефоне.

Петя хватает пенал Васи

Петя: Что, недоучка, твой пенал?? Ха-ха!!

Петя кидает пенал Ане, та кидает Маше. Все (включая ОП и ОВ) с азартом и злостью перекидываются пеналом Васи, он тщетно старается его поймать.

Аня, Маша периодически выкрикиваютНедоучка!

Обижалка зло и радостно ходит вокруг, как бы дирижируя процессом, периодически подходя к каждому и нашептывая что-то, после этого они вместе с Обижалкой смеются.

Обижалка: Вы у меня все рассоритесь, раздружитесь, будете друг друга обижать, обзывать, не сможете учиться, будете друг другу врагами!!! Ха-ха-ха!!

Ехидно смеется, сдувает и надувает шарик.

Вася садится и плачет.

Обижалка нашептывает Васе: Ты никчемный, ты заслужил такого отношения, ты слабый…. Но ты еще можешь показать им, отомстить! Пойди, отомсти им!

Вася сидит, плачет, злится, сжимает кулаки. Напряженная музыка.

В сопровождении Обижалки Вася подходит к Пете и ударяет его, Петя падает.

В момент, когда Петя больно ударяется, музыка самая напряженная, но потом она резко замолкает.

Часть 5. Победа класса

Часть 5.1. Прозрение Маши

Рассказчик: Больше всего Обижалка боялась, когда появлялся кто-то, кто называл ее по имени и говорил, что он против нее. Когда люди вместо того, чтобы обижать друг друга, начинали говорить: «Не трогай его! На тебя влияет вирус Обижалки, ты сможешь ему сопротивляться!»

И такой человек нашелся.

Маша резко встает, медленно оглядывает сцену — оглядывает зрительный зал. В ее глазах — ужас.

Она резко скидывает с себя полотно и в тревоге говорит всем:

Маша: Ребята, это же Обижалка! Она внушила вам, что сильный – тот, кто травит, а слабый – тот, кого травят. Она внушила, что надо издеваться над теми, кто не может ответить…. Она внушила, что в мире сильный бьет слабого, и что проблемы надо решать кулаками. Но это иллюзия! Смотрите, ведь и у Ощущения Власти корона-то бумажная, ненастоящая….!

Подбегает к Ощущению Власти, срывает с него корону и разрывает ее. ОВ пытается сопротивляться и злится, но у него ничего не выходит. Остается стоять, зло смотря на Машу.

Маша: Издевательства и травля недопустимы никогда и нигде. Сама идея, что «сильный может обижать слабого» — опасна и ошибочна. Ведь каждый из нас хорош в чём-то!

Мы должны создать мир в нашем классе и прекратить идти на поводу у Обижалки!

В этот момент Обижалка пытается остановить Машу, закрыть ей рот, но у нее не получается. На лице Обижалки — ужас и страх. Обиженно надувает и сдувает шарик.

Часть 5.2. Примирение

Классная руководительница отрывается от телефона, в ужасе оглядывает всё, что происходит вокруг нее и скидывает с себя полотно.

К.Р.: О боже, что здесь происходило…

Ребята, Маша права! Мы должны сопротивляться Обижалке!

Давайте выгоним ее из нашего класса, создадим ей условия, в которых она поймёт, что ей здесь делать нечего! Давайте найдем, чего Обижалка боится? Что мы можем сделать? Что каждый из вас готов делать?

Врывается Чувство Вины, разрывая на ходу туалетную бумагу, в которую оно завернуто, расталкивает Обижалку и ее союзников. Они отходят в сторону и в страхе дрожат и злятся.

Чувство Вины подходит к Пете и срывает с него пелену Обижалки.

Чувство Вины: Петя, проснись!

Петя медленно встает, в его глазах – ужас и удивление.

Петя: Обижалка заставила меня обижать Васю, потому что внушила мне, что он чем-то хуже меня. Но ведь и у меня те же трудности по математике, а еще английскому, мы все чего-то не умеем — это нормально! Я знаю, что Вася – классный парень, он добрый и честный, а это очень важно! Из-за Обижалки я этого не замечал. Каждый имеет право быть таким, какой он есть, и я отказываюсь кого-то обижать!

Все: да, да!

Вина ведет Петю к Васе:

Петя (обращаясь к Васе): Вася, прости меня за то, что я тебя обижал! Я не знаю, что на меня нашло! Это был вирус Обижалки! Я был не прав! Что я могу для тебя сделать, чтобы ты меня простил? Сейчас я чувствую вину перед тобой… Я больше не буду так поступать!

Все подходят к Васе:

Аня: Прости и нас! Мы перед тобой виноваты, и впредь мы будем распознавать Обижалку сразу и выгонять ее из нашего класса!

Маша: Отныне мы берем ответственность за то, чтобы Обижалка к нам не ворвалась!

Кл.Р.: Ребята, простите и вы меня, что я не углядела за уловками Обижалки, позволила ей прорваться в наш класс. Обижалка обманула меня… Но вместе мы сможем противостоять ей!

Вася: Друзья, я понимаю вас, это всё вирус Обижалки! Я вас прощаю! Давайте вместе не будем больше пускать Обижалку к нам, это защитит всех нас!

Петя, и ты меня прости, что больно ударил тебя!

Вася и Петя дружелюбно жмут друг другу руки.

Вина показывает язык Обижалке, ОП, ОВ, Обижалка, ОП, ОВ на это огрызаются.

Радостно вбегают Чувство Радости, Чувство Доверия, Сочувствие. На бегу Сочувствие даёт «пять» Чувству Вины.

ЧР: Мы снова с вами!

ЧД: Ведь вы все вместе общаетесь, радуетесь, поддерживаете друг друга!

Сочувствие: Вы можете ставить себя на место другого, просить прощение, восстанавливать отношения!

Часть 5.3. Создание правил

Аня: Знаете, я считаю, если мы шутим, но видим, что кому-то случайно делаем больно, что он не воспринимает нашу игру как шутку – мы должны сразу остановится и прекратить то, что мы делаем! То, что для меня шутка – для другого не шутка, и я должна это уважать!

К.Р.: Ребята!

Вместе с Радостью, Доверием и Сочувствием давайте создадим противоядие вирусу Обижалки — Добрые правила нашего класса!

Давайте жить дружно!

КР вешает на доску отрезок ватмана, с надписью:

Правила Мира нашего класса

Петя (берет отрезок ватмана и даёт учительнице, учительница клеет): Противостоять Обижалке во что бы то ни стало!

Вася (берет отрезок ватмана и даёт учительнице): Если я увижу, что Обижалка взяла одного из нас в союзники – я говорю об этом сразу!

Петя (берет отрезок ватмана и даёт учительнице): Уважать каждого из ребят;

Аня (берет отрезок ватмана и даёт учительнице): Никого не поучать и не дразнить;

Вася (берет отрезок ватмана и даёт учительнице): И не подчеркивать недостатки друг друга!

Маша (берет отрезок ватмана и даёт учительнице): Проявлять себя через достижения в учебе, творчестве, спорте, через дружбу и помощь одноклассникам!

Аня (берет отрезок ватмана и даёт учительнице): Останавливать шутку, если вижу, что другому она неприятна;

Маша (берет отрезок ватмана и даёт учительнице): Просить прощение, если сделал что-то неправильно, стараться восстанавливать дружбу;

КР: Молодцы, ребята! Давайте будем вместе учиться доверять своим чувствам – радости, доверию, сочувствию, вине, и выражать их!

КР: Дети, если мы будем придерживаться этих правил, каким станет наш класс?

Аня: Обижалка уйдёт из класса навсегда, мы вновь будем дружить, вместе играть, ездить в театры и на экскурсии… Мы будем помогать друг другу в учёбе и поддерживать в трудностях.

КР.: Все согласны следовать этим правилам, чтобы Обижалка больше никогда к нам не прокралась, чтобы мы снова были дружным и счастливым классом?

Все: даа!

Вася: ура, мы снова дружим, мы снова вместе!

Все подбегают обнять Васю, образуя “капусту” (когда все обнимают всех). Потом все радуются и обнимают друг друга. Играет радостная музыка.

Обижалка, ОП, ОВ – с презрением и недовольством стоят в стороне.

Часть 5.4. Обижалка ушла

Обижалка в стороне в страхе, аккуратно подкрадывается ближе к ребятами и говорит с обидой и злостью в голосе:

Обижалка: Я ухожу! Здесь мне больше делать нечего!!! Но если вы хоть чуть-чуть нарушите правила, я еще вернусь!

Забирай свою конфету, ты победил, я проиграла пари, в этот раз у меня ничего не вышло!!!

Кидает конфету ребенку с первых рядов, который заключал пари.

Смотря на зал, обиженно надувает и сдувает шарик.

Показывает ОП, ОВ знак “за мной” и все они гордо и зло уходят.

Дети, учительница и чувства берутся за руки, поднимают руки, кричат «Ура!»:

Все: Ура!!

Чувство Вины: Сейчас я ухожу, но если же вы вдруг обидите кого-то, то я вернусь, и вы сможете попросить прощение!

Вина радостно уходит

Ребята продолжают радоваться и обниматься, ликовать.

Рассказчик: В этот класс Обижалка больше не возвращалась, потому что ребята бережно заботились об атмосфере в своем классе, следуя правилам мира.

Учительница достает из припрятанного пакета ленточки «Выпускник», все их надевают на себя, учительница их фотографируют, они сами себя фотографируют, делая групповое «селфи».

Рассказчик: И так класс, привитый от Обижалки чёткими правилами Мира дружно и успешно закончил школу.

Ребята продолжают радоваться, но замедленно, словно медленная съемка.

Вася выходит на авансцену в центр.

Вася: После выпуска из школы наши ребята поступили в разные колледжи и вузы. Но у каждого из них в сердце была прививка от Обижалки – знание, что нужно делать, чтобы в коллективе – рабочем, взрослом или детском — Обижалки не было никогда. И у каждого из них в сердце было знание, почему это важно – потому что мы хотим жить в мире без войн, в мире, где ценится личность каждого. И выпускники нашего класса создавали именно такой мир вокруг себя…

Музыка, все выходят на авансцену, Обижалка, ОП, ОВ, Чувство Вины присоединяются, берутся за руки, поклон.

Ксения Молоканова, психолог

https://molokanova.wordpress.com/2019/09/16/сказка-об-обижалке/

Литература, которая использовалась для написания сказки:

· Л.Петрановская «Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. Травли NET»

· Майкл Уильямс «Команды под прикрытием»: переопределение репутаций и трансформация отношений травли в школьном сообществе» https://narrlibrus.wordpress.com/2010/07/27/mwilliams1/

· Шон Рассел, Мэгги Кери «Экстернализация: часто задаваемые вопросы» https://narrlibrus.wordpress.com/2014/07/06/externalization-faq/

· Дарья Кутузова «Пострадавшие, обидчики, свидетели: работа с ситуацией школьной травли» https://narrlibrus.wordpress.com/2009/02/07/school-bullying/

· Т.М.Жекулина «Травля в школе. Нарративный подход к работе с проблемой»








Возврат к списку