06.08.2020  Просмотров: 1628

Как уберечь себя и близких от финансового мошенничества

На 5 августа в Югре было зарегистрировано 12 фактов мошенничества и краж с банковских карт, совершенных дистанционным способом. Югорчане лишились более 600 тысяч рублей. Мошенники обманывали югорчан под предлогом пресечения несанкционированного списания денежных средств с банковской карты, покупки или продажи товаров, выплаты пенсионных накоплений, удаления вирусной программы с телефона и заказа подарков для коллег. Такие сводки приходят каждый день, и самое печальное, они не уменьшаются. Доверчивые граждане продолжают вестись на уловки мошенников.

Стать жертвой преступников может каждый, и неважно, использует он банковскую карту или предпочитает рассчитываться наличными. Мошенники умеют выманивать деньги онлайн, с помощью звонков и СМС, в социальных сетях и офисах. Как они это делают?

Мошенничество с банковскими картами

Чтобы использовать вашу карту в своих целях, мошенникам нужно узнать ее номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV. Номер CVC или CVV - три цифры, расположенные на поле для подписи владельца карты или рядом с ним. Украсть данные вашей карты могут даже в кафе или магазине. Злоумышленником может оказаться продавец, который получит доступ к вашей карте хотя бы на пять секунд. Сфотографировав вашу карту, он сможет воспользоваться ей для расчётов в интернете.

Как не попасться

Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе. Подключите мобильный банк и СМС-уведомления. Если совершаете покупки через интернет, никому не сообщайте секретный код для подтверждения операций, который приходит вам по СМС. Старайтесь никогда не терять из виду вашу карту.

Меня обокрали. Что делать?

Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.

Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.

Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте обращение в управление «К» МВД России.

Кибермошенничество

Допустим, вы всегда снимаете деньги только в кассе банка, а картой и вовсе не рассчитываетесь. Вы чувствуете себя в безопасности. Вдруг вам приходит СМС или письмо якобы от банка со ссылкой, просьбой перезвонить по неизвестному номеру или с уведомлением о неожиданном крупном выигрыше. Или звонят от имени банка и просят сообщить личные данные, ПИН-код от карты или номер СМС-подтверждения. Или пишут в социальных сетях от имени родственников или друзей, которые внезапно попали в беду (угодили в полицию, сбила машина, украли сумку) и просят перевести энную сумму денег на неизвестный счет. В 99,9% случаев вы имеете дело с мошенниками. За ссылками, скорее всего, таятся вирусы, на другом конце провода - специалисты по обману, которые всеми правдами и неправдами хотят выманить необходимые им данные, а по ту сторону экрана - злоумышленники, которые играют на ваших желаниях, чувствах и заботе о близких.

Как не попасться

Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках.

Если вам приходит СМС о зачислении средств (и сообщение похоже на привычное уведомление банка), а затем звонит якобы растяпа, который по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС - не от вашего банка, а звонил вам злоумышленник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги.

Если вам приходит уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом раздается звонок опять же от «рассеянного» человека, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счета деньги или подписать вас на ненужный платный сервис.

Никому не сообщайте персональные данные, а уж тем более пароли и коды. Сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют доступ к вашим деньгам. Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне. Проверяйте информацию. Если вам говорят, будто вы что-то выиграли или c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты. Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую. Установите на компьютер антивирус - и себе, и родственникам. Объясните пожилым родственникам и подросткам эти простые правила.

Меня обманули. Что делать?

Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.

Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте обращение в управление «К» МВД России.

Помните, Банк России присылает СМС и e-mail только в ответ на ваше обращение через Интернет-приемную.

СМС-сообщения от регулятора поступают с короткого номера 3434, электронные письма – с адреса noaddress@cbr.ru.

Любые сообщения с других номеров, особенно требующие введения ПИН-кода, подтверждения операций, предоставления личных данных и других сведений, следует расценивать как попытку мошенничества.

Уважаемые югорчане! Полиция Югры призывает быть более внимательными и бдительными. Уделите время своим близким и расскажите им о знакомых вам схемах мошенничества, подскажите как действовать, если звонит незнакомый человек и просит назвать какие-либо данные. По всем подозрительным фактам сообщайте в ближайший отдел внутренних дел или по телефону 102.

Статья подготовлена по материалам ИА «Финансовая культура».

Управление информационной политики

#МегионБезопасность








Возврат к списку