30.08.2019  Просмотров: 5566

Санкции за нарушение правил: как превратить ограничения в полезный опыт для ребенка?

Часто в службу Детского телефона доверия 8 800 2000 122 обращаются родители, которых беспокоит поведение их детей, нарушение дисциплины.

Так как вернуть контроль над поведением ребенка без вреда для отношений с ним и как научить его ответственности и самостоятельности?

1. Во всем нужна стабильность и система! Правила — основа баланса в семье!

Все гениальное просто! В вашей семье должны быть простые и четкие правила, которые поясняют, какие у кого обязанности, как вы принимаете решения, что допустимо, а что нет. При этом самое важное — правила важно обсудить и принять вместе с ребенком как семейный договор, продумать систему, ритуалы, обговорить санкции за нарушение правил и поощрение за их соблюдение.

Вам кажется, что эти правила и так есть в вашей семье? Ведь вы постоянно говорите ребенку, что можно и что нельзя, напоминаете, что ему нужно сделать, просите убрать свои вещи, сделать уроки, помочь с уборкой и т.д.

Но это не правила, а ваши просьбы и требования, и не удивительно, что ребенок иногда их забывает или не выполняет, ведь они не воспринимаются им как правила. А ведь дети очень хорошо умеют следовать правилам, и даже придумывают их еще с детства, когда играют с друзьями. Они знают, что как и в спорте за неправильные действия в командной спортивной игре ты можешь получить красную карточку и остаться на скамейке запасных, а за эффективное сотрудничество твоя команда придет к победе и будет гордиться собственным результатами. Так что и правила внутри семьи можно облечь в игру.

Как эффективно ввести правила в семью?

— Важно вводить правила как можно раньше и до того, как ребенок подрастет.

— Продумайте вместе с взрослыми членами семьи, какие правила для начала вы хотите ввести, с чего можно начать. Их нужно записать и принять как важное решение, и самому их придерживаться, подавая соответствующий пример! Ведь вы знаете, что дети будут делать не то, что вы им скажите, а что они видят и в чем есть польза, выгода и здравый смысл для них самих.

— Правил не должно быть много, для начала нужны простые и легко выполнимые

. Например, вставать самому по будильнику, убирать свою комнату в такой-то день, иметь конкретную бытовую обязанность по дому, помогать с покупками, гулять с собакой, собирать рюкзак вечером, говорить о желании остаться у друга с ночевкой не менее чем за 3-4 дня и так далее. Но должно быть четко и конкретно сформулировано, ограниченное по времени и учитывающее реальные возможности ребенка.

— Правила должны быть логичные и понятные, прежде всего для самого ребенка и показывать, что они не ограничивают его жизнь, а делают ее более комфортной и предсказуемой. Вы можете привести ему пример с правилами дорожного движения, ведь именно благодаря им люди чувствуют себя в безопасности, получают удовольствие от путешествий и поездок в интересные места, у них есть право знать, на что они рассчитывают, как защитить свои интересны и возможности. Где-то можно ехать очень быстро и наслаждаться скоростью, где-то медленно, благодаря чему поддерживается порядок. Так и в жизни! Важно при введении правил объяснять просто и доступно для ребенка, зачем они нужны именно сейчас. Например, выбросить мусор нужно вечером, потому иначе в квартире будет неприятно пахнуть и заведутся мухи, которые будут мешать! Посуду нужно вымыть до того, как мама будет готовить, чтобы она могла вовремя подать ужин и у нее была свободна раковина для мытья овощей и т.д. Важное дело нужно сделать до воскресенья, так как мы рано утром уедем за город и вернемся только ночью, больше не будет времени его сделать на этой неделе!

— Продумайте, какие поощрения за стабильное и своевременное их выполнение заслужит ваш ребенок. Это не всегда должны быть материальные ценности, но и какие-то привилегии или новые интересные формы досуга. Вы можете больше давать свободы выбора, тем самым показывая, что благодаря своим делам и выполненным обещаниям, он может все больше делать самостоятельно. Разрешите ребенку позже приходить с прогулки, дайте ему право оставаться у друзей с ночевкой, выбираться самому одежду и предлагать досуг для семьи в выходные.

— Несмотря на то, что вы составили эти правила, важно дать возможность и ребенку внести свою лепту и предложить свои дополнения. Это поможет ему почувствовать себя частью семьи, искоренить иждивенческую позицию и повысить свою самооценку.

— Требуйте от ребенка ответственного подхода к делу. Вы сможете приучить ребенка к ответственности, если закрепите за ним выполнение определенных обязанностей по дому. Убедитесь, что эти обязанности соответствуют возрасту ребенка. По мере взросления ребенка, дайте ему понять, что он отвечает за свой выбор и за свое поведение, дайте ему прочувствовать естественные и логические последствия его действий или бездействия. Поэтому не делайте за него дела. Например, как-то одни смелые и терпеливые родители долго не мыли посуду, так как это была обязанность ребенка и отказались подавать обеды и ужины из-за отсутствия чистой посуды. Ребенок решил проверить их на прочность, и они пошли на принцип, посуда оставалась грязной и на кухне стали появляться соответствующие запахи, а после прихода знакомых семьи и всеобщего стыда, родители объяснили, что это обязанность ребенка, и что он не выполнил свое обещание и поэтому дома, к сожалению, такая неприятная обстановка. Поздним вечером после ухода удивленных гостей, которые ели из одноразовой посуды, ребенок без лишнего напоминания помыл посуду, родители в свою очередь не стали его журить, а просто поблагодарили за результат и выполненное обещание, больше сбоев в мытье посуду не было, а если по какой-то причине ребенок не успевал помыть ее, он просил это сделать за него, а сам брал другую семейную обязанность на себя, когда у него было свободное время.

— Показывайте, что вы цените вклад ребенка и его помощь в выполнении заданий и работы по дому. Говорите ему не просто «спасибо» и «молодец», но и про свои чувства, выгоды и пользу для всей семьи. Например: «Благодаря тому, что ты помог мне с уборкой, мы раньше закончили и у нас больше свободного времени в выходные! Я очень рада и благодарна тебе! И мы, кстати, можем куда-нибудь сходить, куда ты хочешь? Может быть, в кино?»

Подведем итоги, что важно сделать:

· Установите границы. Разработайте свои личные родительские правила.

· Сообщите о них ребенку в убедительной, но не жесткой форме. Некоторые правила и обязанности обсудите, разработайте и примите совместно с ребенком, дайте ему шанс предложить что-то от себя. Запишите их и повесьте на видном месте, например, на холодильник!

· Если правила нарушаются, уточните, почему это не было сделано, выясните причины и дайте рекомендации ребенку, чтобы он его выполнил исходя из полученной информации. Уверенным голосом напомните правило, укажите, что оно было принято и утверждено.

· Поддержите ребенка, используя похвалу, сообщите ему о позитивном результате, который всех ожидает.

2. Семейные собрания — от разногласий к сотрудничеству!

— Регулярные семейные встречи — лучший способ для контроля и поддержания выполнения правил, похвалы и поощрений.

— Семейные встречи — это время, когда семья может обсудить проблемы и поговорить о том, что кого беспокоит и запланировать что-то.

— Регулярно обсуждайте, что удалось сделать и что нет, иногда есть объективные причины и сложности, по которым ребенок не может выполнить правила и ему нужна помощь, важно узнать в чем причина.

— На совместных встречах вы можете корректировать, переформулировать правила и уточнять наилучшие условия их выполнения, разобрать ситуации и поделиться своим отношением к ним.

— Важно спокойно и уверенно говорить об этом, используя «технику обратной связи»

· Давайте обратную связь без промедления и когда ребенок готов.

· Используйте позитивный язык.

· Фокусируйтесь на фактах, а не суждениях.

· Фокусируйтесь на действиях, а не личности.

· Говорите конкретно.

· Включите в обращение пожелания по изменению ситуации.

Формула обратной связи «Плюс-минус-плюс»

· Первое — «+». Окажите поддержку, расскажите о том, что хорошо получилось, приведите примеры.

· Второе — «-». Обратите внимание на то, что нужно улучшить, приведите примеры и факты;

· Третье — «+». Окажите эмоциональную поддержку.

Например:

Я расстроена, что во вторник и в пятницу на этой неделе тебе не удавалось приходить вовремя, не позже 22.00, как мы с тобой договорились, и ты не предупредил, что задерживаешься, хотя знаешь, как я волнуюсь и что у нас есть правило – приходить не позже 22.00, а если задерживаешься писать или звонить мне или папе. Для нас важно, чтобы наши договоренности выполнялись, особенно когда речь идет о твоей безопасности. Я уверена, что это не так сложно сделать.

Также можно задать вопросы и после продумать конкретные действия, которые помогут соблюдать правила:

· Что помешало тебе это сделать?

· Что нужно сделать, чтобы правило выполнялось?

· Давай подумаем, что можно сделать, если ты понимаешь, что у тебя сел телефон и ты точно опоздаешь?

· Что нужно сделать, чтобы не задерживаться надолго?

Вариантов решений может быть масса, от звонка с телефона друга до покупки переносного зарядного устройства, чтобы всегда быть на связи!

3.Если же без санкций не обойтись, то они должны носить цель научить, а не отомстить!

Иногда все же приходиться применять крайние меры, чтобы показать ребенку ваши родительские границы и что требования будут доведены до конца в любом случае.

Важно, чтобы санкции помогли остановить негативное поведение у ребенка не только из-страха потерять какую-то выгоду или привилегию, но дали ему понять, в чем именно он был не прав и почему важно не повторять эту ситуацию в будущем.

· Любую санкцию нужно оговорить заранее, и она должна быть адекватна, соразмерна проступку, логически связана с ним по форме, по сути и времени. Например, наказание за невымытую посуду санкцией в виде недели без интернета вряд ли будет эффективным, а вот дополнительная домашняя работу сверх посуды даст ребенку понимание, что лучше сделать один раз и в нужно время, чтобы не делать больше потом.

· Санкция должна быть осмысленной, то есть ребенку нужно время, чтобы ее понять, все проанализировать и выразить свои пусть даже очень негативные чувства по этому поводу. Не бойтесь принять их, вы всегда можете использовать технику присоединения. Например: «Я понимаю, что ты злишься и не хочешь делать этого, на твоем месте мне тоже хотелось бы сейчас гулять с друзьями, но у каждого в нашей семье свои обязанности, и мне тоже иногда приходится делать то, что не хочется, но важно для всех нас, поэтому давай не будем тратить нервы и время на споры, ты это сделаешь, и все будет закончено».

· Санкции в меньшей степени сопряжены с выработкой чувства вины и стыда, когда есть возможность исправить ситуацию. Это более психологически безопасный способ не только влиять на поведение ребенка, но и учить его самоконтролю. Поэтому всегда старайтесь не просто ограничить в чем-то ребенка и показать свою родительскую власть, а дать возможность исправить ситуацию или ее последствия самому ребенку.

· Мудрая санкция от родителей научит ребенка понимать, что от него ожидают родители, увидеть причинно-следственную связь между поступками и последствиями на всех уровнях.

· И конечно, санкции не должны унижать ребенка, негативно влиять на его самооценку, безопасность, доверие между вами.

Важно не забывать о том, что все это будет работать, если вы спокойно и сдержанно будете реагировать, пока ваш ребенок будет привыкать к новой системе жизни! Только ваши способности мудро противостоять провокациям и сложному поведению ребенка наилучшим образом научат его самого стабильности и умению регулировать свои чувства и поведение!

Если это пока удается вам с трудом и ситуация выходит из-под вашего контроля, вы расстроены и не знаете что делать, то просто наберите цифры 8 800 2000 122 и профессиональный психолог поможет вам разобрать ситуацию и найти нужное решение для вашего спокойствия и улучшения отношений с ребенком!

Ваш телефон доверия — проводник в мир спокойных отношений в семье!

Источник: https://telefon-doveria.ru/sanktsii-za-narushenie-pravil-kak-prevratit-ogranicheniya-v-polezny-j-opy-t-dlya-rebenka/








Возврат к списку

Предыдущие новости: