09.12.2014  Просмотров: 15029

Порядок социального обслуживания граждан изменится с 1 января 2015 года

Управление социальной защиты населения доводит до сведения мегионцев, что с 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он кардинальным образом меняет систему  социального обслуживания населения в нашей стране. На актуальные вопросы реализации данного закона отвечает начальник управления социальной защиты населения по г.Мегиону Татьяна Масленникова.

 -Татьяна Александровна, в чем новизна принятого закона? 

 - Новый Федеральный закон направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в стране, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Действие закона распространяется на граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

 - Расскажите о ключевых понятиях 442-ФЗ?

 - Законом вводятся такие понятия, как «получатель социальных услуг» и «поставщик социальных услуг». Получатель – это гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги. В действующем законодательстве используется понятие «клиент социальной службы»- это гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги. Понятия «клиент» и «трудная жизненная ситуация» сейчас широко применяются, мы к ним привыкли, но в новом законе они отсутствуют. Поставщик социальных услуг– это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. В нашем муниципальном образовании в настоящее время социальные услуги предоставляет БУ ХМАО – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», т.е. государственная организация. С нового года поставщиком социальных услуг может быть не только государственная, но и негосударственная коммерческая или некоммерческая, в том числе общественная организация, и индивидуальный предприниматель. За ними с 1 января 2015 г. признаются равные права и обязанности.

Чтобы законно осуществлять деятельность по социальному обслуживанию граждан на территории Югры негосударственные организации или индивидуальные предприниматели должны быть включены в реестр поставщиков социальных услуг ХМАО – Югры, который формирует и ведет Депсоцразвития Югры. Перечень сведений о поставщиках, которые должны содержаться в реестре, утвержден 442-ФЗ, а порядок включения в реестр – приказом Депсоцразвития Югры от 19.11.2014 № 20-нп. Данные документы опубликованы на сайте Минтруда России и Депсоцразвития Югры. Реестр будет размещен на окружном сайте в открытом доступе, т.к. получатель социальных услуг теперь имеет право выбрать поставщика социальных услуг.

Впервые Законом вводится новое направление работы организаций социального обслуживания – социальное сопровождение граждан, которое предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, и основывается на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

- Кто и в каком порядке может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании?

- Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения в управление социальной защиты населения по г.Мегиону  с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания. Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Минтрудом России.

В Законе отсутствует понятие «трудная жизненная ситуация», как я говорила выше, вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств в частности относятся:

- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию и др.

Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, установлены постановлением Правительства автономного округа от 27.11.2014 № 447-п.

Комиссия при управлении социальной защиты населения принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Форма индивидуальной программы утверждена приказом Минтруда России.

Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг выдается гражданину на руки, содержащиеся в ней мероприятия пересматриваются в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены законом.

 -Каковы действия гражданина после получения индивидуальной программы предоставления социальных услуг?

 - Гражданин, признанный нуждающимся в социальном облуживании,  обращается к поставщику социальных услуг, рекомендованному в индивидуальной программе. Поставщик социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг заключает с гражданином либо его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг. Примерная форма договора утверждена приказом Минтруда России. В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги, который утверждается в субъектах РФ.

В субъектах Российской Федерации, в том числе и в Югре, на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг, будет  формироваться и вестись регистр получателей социальных услуг. В городе Мегионе эта функция возложена на  управление социальной защиты населения.

-Татьяна Александровна, вы сказали, что социальные услуги могут предоставляться бесплатно и на условиях оплаты. Расскажите об этом подробнее.

- Законом установлено, что отдельным категориям граждан социальные услуги предоставляются на бесплатной основе. К таким категориям относятся:  несовершеннолетние дети; лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; граждане, среднедушевой доход которых ниже установленной предельной величины.

Для Югры размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен в размере полуторной величины прожиточного минимума (закон автономного округа от 26 сентября 2014 года № 76-оз).  Отмечу, что в настоящее время бесплатные услуги получают граждане, доход которых ниже одного прожиточного минимума. Таким образом, с 1 января 2015 года численность граждан, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, увеличится. Помимо этого, окружное законодательство установило категории граждан, которым социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме, входящие в перечень социальных услуг, предоставляются бесплатно, независимо от величины среднедушевого дохода получателя социальной услуги - это инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий; бывшие несовершеннолетние узники фашизма.

-Претерпел ли изменения перечень социальных услуг?

-В Законе с учетом наилучшей практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), раскрыто содержание социальных услуг и определены условия их предоставления – стационарные, полустационарные, по месту проживания (на дому), что облегчает понимание людьми своих прав в области социального обслуживания, возможностей и условий для решения возникших у них проблем.

Перечислю виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения и др.).

Необходимо отметить, что предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

-Кто будет осуществлять контроль в сфере социального обслуживания граждан, соблюдение норм нового закона?

-Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля. Региональный государственный контроль осуществляется уполномоченным органом, в нашем округе – Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Что касается контроля общественности, то эти механизмы в нашей отрасли внедрены еще в 2013 году во исполнение майских указов Президента: независимая экспертиза деятельности учреждения социального обслуживания осуществляется ежегодно в установленном порядке. К ней подключены представители попечительских советов, Общественного совета при Депсоцразвития Югры. По ее результатам формируются рейтинги учреждений, выносятся рекомендации по повышению качества обслуживания.

-В связи с вступлением в силу нового закона стоит ли волноваться тем гражданам, которые в настоящее время находятся на обслуживании в БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения  «Гармония»?

-Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем услуг, установленным по состоянию на 31 декабря 2014 года. Поэтому с теми гражданами, которые находятся на постоянном социальном обслуживании на дому, в отделении временного проживания и будут находиться на 1 января 2015 г., в декабре 2014 года организована работа по подаче заявления новой формы, рассмотрение его на комиссии, составлению индивидуальной программы получения социальных услуг и заключению соответствующего договора с Комплексным центром. При этом для этих получателей социальных услуг вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг не могут быть выше размеров, установленных на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными на 31 декабря 2014 года.  Таким образом, волноваться гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на обслуживании в Центре, не стоит. С каждым будет проведена индивидуальная, в том числе разъяснительная работа.

Управление информационной политики








Возврат к списку

Предыдущие новости: