30.08.2013  Просмотров: 3438

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 апреля 2013 г. N 17-3/10/2-2309

Минтруд России рассмотрел обращение по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), и сообщает следующее.

Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.) пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам в случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, а затем на работах, поименованных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисляются в аналогичном порядке.

Статс-секретарь -
заместитель министра труда
и социальной защиты РФ

А.Н. Пудов

Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 апреля 2013 г. N 17-3/10/2-2309

Дополнительные тарифы страховых взносов в отношении сумм, выплачиваемых гражданам за вредные и опасные работы, введены с 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ*(1). Закон обязывает страхователей (работодателей) перечислять дополнительные страховые взносы с выплат работникам, которые имеют право на досрочную пенсию. Работодатели обязаны перечислять в Пенсионный фонд РФ взносы с тех выплат, которые произведены за выполнение работ, закрепленных в статье 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В опубликованном письме специалисты Минтруда разъясняют, как правильно применять дополнительные тарифы в зависимости от полной или частичной занятости работника на вредных и опасных работах. В письме рассмотрены три ситуации.

Полная занятость на вредных или опасных работах

Если работник отработал весь месяц полностью на вредных или опасных работах, то взносы по дополнительным тарифам уплачиваются со всей совокупной суммы вознаграждений.

Как указано в письме, допвыплаты определяют со всех взносов, которые начислены в пользу конкретного работника, и которые являются базой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Руководствоваться при этом необходимо Законом о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), в котором закреплены нормы как о правилах определения базы для начисления страховых взносов, так и перечислены суммы, которые не подлежат обложению взносами во внебюджетные фонды.

Однако на дополнительные взносы не распространяется правило о предельной величине базы для исчисления страховых взносов. Исчислять дополнительные взносы придется независимо от размеров зарплаты.

Для обычных взносов во внебюджетные фонды с суммы, превышающей предельную базу для начисления (568 000 рублей), взносы в пользу физических лиц не перечисляются. С превышающих сумм уплачиваются лишь пониженные взносы в солидарную часть ПФР (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

В министерстве подчеркивают, что дополнительные взносы должны исчисляться со всех выплат в пользу работника без учета предельной величины базы. Эта норма закреплена в части 3 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах и в части 3 статьи 33.2 и Закона об обязательном пенсионном страховании (Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Частичная занятость на вредных или опасных работах

Теперь разберем ситуацию, когда работник в течение месяца трудился как на вредных, так и на обычных работах. Например, сотрудница перед декретным отпуском была переведена на легкий труд. В этом случае работодатель должен произвести определенный расчет за месяц и выявить базу для обложения дополнительным тарифом.

В письме приводится простой алгоритм такого расчета. Прежде всего, необходимо учитывать все облагаемые по законодательству выплаты. Помимо самой зарплаты за выполнение всех произведенных в месяце работ (на любом участке) в базу включаются премии, годовые вознаграждения или материальная помощь, если они были выплачены в этот период. Также могут включаться единовременные вознаграждения к отпуску и непосредственно отпускные и т.д.

Из полученной совокупной суммы вознаграждений в пользу работника по дополнительным тарифам облагается такая ее часть, которая рассчитана пропорционально количеству фактически отработанных дней на видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример

Водитель троллейбуса Андреев А.В. по состоянию здоровья переведен на более легкую работу - диспетчером троллейбусного парка. Приказ о переводе подписан 17 апреля 2013 года.

За отработанный месяц Андреев А.В. получил зарплату 21 350 рублей. Кроме того, ему была выплачена премия за I квартал в размере 14 000 рублей.

Из 18 отработанных 8 дней Андреев работал водителем троллейбуса, и 10 - диспетчером.

Таким образом, из общего заработка допвзносами будет облагаться сумма 15 711,11 рублей (21 350 руб. + 14 000 руб.) : 18 дн. х 8 дн.

Дополнительные взносы за выполнение "вредных" работ предприятие исчисляет по ставке 2 процента. Размер взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу за апрель составит 314,22 рублей (15711,11 руб. х 2%).

Занятость на разных вредных и опасных работах

Ситуация, которую мы сейчас рассмотрим, на практике может произойти крайне редко.

Сотрудник, занятый на вредном производстве, может осуществлять разные виды таких работ, которые по законодательству облагаются по различным тарифам.

Как известно, на текущий год установлено два дополнительных тарифа (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Выбор тарифа зависит от вида работ, от того, в каком подпункте статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ о трудовых пенсиях эта работа поименована.

Выплаты с особо вредных и опасных работ (перечень работ закреплен в подп. 1 п. 1 ст. 27) облагаются по ставке 4 процента. Выплаты, начисленные за выполнение остальных неблагополучных работ (перечислены в подп. 2-18 п. 1 ст. 27) - по ставке 2 процента.

Если работник в течение месяца работал на разных видах работ, попадающих в разные перечни, то бухгалтер должен будет для каждого вида работ определить собственную базу для начисления взносов.

Специалисты Минтруда разъяснили, что рассчитывать базу для каждого тарифа надо аналогично предыдущему алгоритму. То есть пропорционально количеству фактически отработанных дней по каждому виду вредных работ.

В заключение напомним, что дополнительные взносы действуют с 2013 года. Ставки по ним будут каждый год повышаться.

И.М. Акиньшина,

консультант по налогам

"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2013 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Подробно об этих тарифах читайте в "НА" N 8, 2013 комментарий к письму ПФР от 28.02.2013 N ЛЧ-25-25/3021.








Возврат к списку