18.04.2012  Просмотров: 4752

В войне с хижинами пора переходить в наступление

В Ханты-Мансийском автономном округе 6,6 % жилья имеет статус ветхого и аварийного. Если к ним прибавить балки и вагончики, которые и жильем- то не признаны, получится, что значительный процент югорчан проживает в условиях, назвать которые цивилизованными просто язык не поворачивается. Всего в регионе насчитывается более 2 млн кв. м подобного жилья. Такие данные приводят эксперты Центра аналитических исследований «РИА-Аналитика».

На протяжении многих лет правительство Югры обещает раз и навсегда решить эту проблему. На деле же ни одна из ранее действовавших программ, в том числе и нацпроект «Доступное жилье», стартовавший еще в 2006 году, не сделали квадратный метр по-настоящему доступным для тех, кто до сих пор ютится в трущобах. Почему? Попробуем разобраться.

Господдержка или фикция?

В мой адрес поступают многочисленные устные и письменные обращения от жителей автономного округа, проживающих в балках и вагончиках. У всех одна проблема: существующая целевая программа ХМАО «Улучшение жилищных условий населения автономного округа на 2012-2013 годы и на период до 2015 года», а, самое главное, механизм её реализации не оставляют им надежд вселиться в нормальные квартиры.

Приведу пример: ко мне обратилась жительница Мегиона, которая живет в балке вот уже 20 лет. Живет одна и зарабатывает около 20 тысяч. Такой заработок хоть и не позволяет делать накопления, но автоматически выводит за категорию малоимущих и рассчитывать на социальное жилье не приходится. Однако, ни один банк не предоставит женщине с такой зарплатой ипотечный кредит. Заработок ниже 20 тысяч рублей делает приобретение квартиры невозможным ни в новом, ни во вторичном жилье даже с учетом оказания государственной поддержки.

Но даже если бы ежемесячный доход обратившейся женщины составлял 30 тысяч рублей, банк смог бы ссудить ей только 1милиион 100 тысяч.

Считаем: исходя из нормативов, установленных Порядком реализации вышеозначенной программы, утвержденных Правительством округа, ей положена субсидия на 33-х метровую квартиру в размере менее 400 тысяч рублей в новом доме, и 300 – если она приобретет жилье на вторичном рынке.

Сложив сумму заемных средств с размером субсидии, получим меньше, чем 1,5 миллиона. Стоимость однокомнатной квартиры на первичном рынке в городе Мегионе - 1 миллион 700 тысяч рублей.

Несложно подсчитать, что денег на приобретение жилья ей не хватит!

Аналогичная ситуация сложится у и семей из двух и трех человек, где один работающий, а остальные члены семьи - иждивенцы (молодые семьи, например). Да и возьми они кредит, ежемесячные платежи по займу просто поставят семью на грань нищеты на долгие годы.

Небольшой размер субсидии, значительные платежи по ипотечному кредиту, несмотря на компенсацию процентной ставки, а также недостаточная сумма предоставляемого кредита не позволяют гражданам участвовать в вышеозначенной программе и ее подпрограмме 5 «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан», поскольку речь идет, прямо скажем, о малообеспеченных людях.

О невысокой эффективности действия подпрограммы свидетельствует и аналитическая информация официального сайта Ипотечного агентства Югры. Так в городе Мегионе в 2011 году количество обратившихся за гос. поддержкой 85 семей, а участниками подпрограммы стали только 14! 2 семьи получили государственную поддержку.

Всего по округу, в списке участников подпрограммы в 2011 году, количество обратившихся за гос. поддержкой составило 1 311 семей, поставлено на учет 86 семей, предоставлено субсидий 11 семьям. Тогда как целевой программой предусмотрено, что в результате ее реализации за 5 лет меры государственной поддержки должны получить 608 семей из числа «балочников». По 121 семьи в год!

Потянет ли бюджет?

По моему мнению, сейчас снос старого жилья и расселение балков — самая важная экономическая задача, которая стоит перед округом. Ссылаться дальше на дефицит средств – лукавство или недальновидность. Приспособленное жилье будет стремительно ветшать, тогда как уже сейчас его содержание муниципалитетам округа в общей сложности обходится не менее 2 миллиардов в год - недешево обеспечивать подвоз воды, чистку проездов, обслуживание старых теплотрасс и обогрев, с позволения сказать, «сборно-щелевых» строений.

А между тем, уже подсчитано, что для того, чтобы справиться с задачей ликвидации балков, округу необходимо вложить примерно 20 миллиардов рублей. Если программу расселения ветхого жилья разбить на 5 лет, то ежегодно тратить на нее придется по 5 миллиардов.

Бюджет Югры на 2012 год, составляет 145 миллиардов 019,4 млн. рублей; на 2013 год – 142 миллиарда 080,3 млн рублей; на 2014 год – 149 миллиардов 668,7 млн рублей и так далее. Нельзя сказать, что шикуем, но и не бедствуем. И вполне можем позволить себе решать стратегические задачи.

Партия ЛДПР предлагает перейти от слов к делу

Характерная для всех муниципалитетов округа проблема состоит в том, что низкая активность участия граждан, проживающих в помещениях, не отнесенных в соответствии с Жилищным кодексом к жилым помещениям, обусловлена тем, в основном в них живут малообеспеченные люди: пенсионеры, многодетные семьи и прочее. Помочь им – долг государства и его прямая выгода. Поэтому партия ЛДПР предлагает каждому муниципалитету принять собственную программу по переселению граждан из приспособленных под жилье строений преимущественно в социальные квартиры. В то же время необходимо оптимизировать взаимодействие с исполнительными органами государственной власти округа, дабы эти программы не оказались без финансового обеспечения.

Мы готовы предложить на рассмотрение депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа изменения в целевую программу «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», суть которых состоит в увеличении размера субсидии, предоставляемой «балочникам», до 70 - 100 процентов от стоимости приобретаемого жилья.

И, естественно, необходимо кратно увеличивать темпы строительства. Убежден, что инвесторы были бы готовы сделать это, будь они уверены в ликвидности построенного фонда. Сейчас они сталкиваются с тем, что при огромном дефиците жилья новые квартиры, возведенные по целевым программам, не могут продать из-за низкой покупательной способности тех, для кого они предназначены. Строители попросту не хотят делать большие финансовые вложения в строительство инженерных сетей на территориях застройки, решать вопросы сноса и переселения жителей из городских районов, выделяемых местными властями под жилое строительство, до тех пор пока не получат гарантии выкупа органами местного самоуправления у организаторов–застройщиков построенного жилья.

Депутаты фракции ЛДПР предлагают внести в другую Целевую программу автономного округа «Содействие развитию строительства на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» положения, устанавливающие эти гарантии.

Все эти задачи необходимо решать комплексно, оперативно и целенаправленно. Ибо сказано: «Скупой платит дважды, глупый - трижды, а глупый скупец – всегда». Мы уже вынуждены платить за существование балочного фонда дважды: за его содержание и ликвидацию. Затянем процесс – не расплатимся по этому счету никогда!

Олег Дейнека.








Возврат к списку

Предыдущие новости: