Разъяснения по применению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся нарушения Правил дорожного движения

Номер  
Дата  
Тип документа  
Орган издания  

В Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области поступили обращения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов с просьбой разъяснить применение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся нарушения Правил дорожного движения.

В связи с этим, считаю необходимым высказать следующее.

Субъектом административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), является лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами либо такое право отсутствует (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ»).

В соответствии с российским законодательством лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории "A" и самоходными машинами категории "A", а лица, достигшие возраста семнадцати лет - самоходными машинами категорий "B", "C", "E" и "F". В случае совершения данными лицами административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, правонарушений, предусмотренных разными статьями главы 12 КоАП РФ, его действия квалифицируются по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ»).

В соответствии с частями 5,6 ст. 23.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения», рассматриваются органами внутренних дел: начальником (заместителем начальника) ГИБДД, командиром (заместителем командира) полка, батальона, роты ДПС, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание. Указанные должностные лица вправе передавать дела о данном правонарушении на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе наложить административное взыскание на подростка, достигшего возраста 16 лет, в виде предупреждения или административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 5 ст. 23.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством», рассматриваются органами внутренних дел: начальником (заместителем начальника) ГИБДД, командиром (заместителем командира) полка, батальона, роты ДПС. Указанные должностные лица вправе передавать дела о данном правонарушении на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе наложить административное взыскание на подростка, достигшего возраста 16 лет, в виде административного штрафа в размере от семи до десяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 1 ст. 23.1 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения», рассматриваются судом.

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Кроме того, действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по ст. 12.26 КоАП РФ, поскольку к этим лицам не может быть применено установленное указанной статьей наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, в случае поступления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетнего, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).