Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений города Мегиона

Номер  
Дата  
Тип документа  
Орган издания Дума города

Содержание
1. Общие положения
2. Основные понятия и термины
3. Система и принципы тарифного регулирования
3.1. Субъекты ценообразования
3.2. Принципы тарифного регулирования
3.3. Цели и задачи тарифного регулирования
3.4. Формы тарифного регулирования
3.5. Методы тарифного регулирования
3.6. Полномочия по тарифному регулированию
4. Организация работы по рассмотрению и установлению тарифов
4.1. Органы регулирования
4.2. Порядок организации работы
4.3. Документы, представляемые для утверждения тарифов
4.4. Сроки рассмотрения и порядок вступления в силу утвержденных тарифов
5. Заключительные положения.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан с целью определения и реализации единой муниципальной тарифной политики, обеспечивающей устойчивость работы предприятий и учреждений социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса, и направленной на поддержание уровня жизни населения муниципального образования г.Мегион.

1.2. В пределах полномочий, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, администрацией города Мегиона производится регулирование тарифов на услуги (товары, работы) муниципальных предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности.

1.3. Правовую основу настоящего Порядка составляют федеральные законы, законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, другие нормативные документы Российской Федерации, Ханты-мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления муниципального образования город Мегион, перечисленные в приложении к настоящему Порядку.

1.4. Порядок распространяется на муниципальные предприятия и учреждения (имущество которых находится в муниципальной собственности), выпускающие продукцию, товары, оказывающие услуги и выполняющие работы на территории города, тарифы на которые подлежат регулированию администрацией города в соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и правовыми актами муниципального образования город Мегион.

2. Основные понятия и термины

Тариф (цена, расценка, ставка и др., далее – тариф) – выраженная в валюте Российской Федерации стоимость единицы продукции (товара, услуг, работ);

Тарифная политика органов местного самоуправления – действия органов местного самоуправления, направленные на регулирование процессов ценообразования и соблюдение государственной дисциплины цен для достижения поставленных целей;

Регулирование тарифов – процесс использования органами местного самоуправления совокупности предусмотренных настоящим Порядком методов воздействия на издержки производства, рентабельность, условия ценообразования и общехозяйственную конъюнктуру, а также складывающиеся на товарных рынка цены;

Регулируемая деятельность – деятельность хозяйствующего субъекта, осуществляемая по тарифам, устанавливаемым в соответствии с Порядком;

Предельная цена – максимальная и минимальная цены, выше и ниже которых предприятия – субъекты ценообразования не могут устанавливать цену своей продукции (товаров, услуг, работ);

Регулируемая цена – цена, складывающаяся на рынке города в процессе воздействия на цену;

Конкурсная цена – конъюнктурная оценка стоимости закупаемой продукции (товаров, работ, услуг);

Расчетный период регулирования – период, на который устанавливается тариф;

Декларированная цена – цена, зарегистрированная органами по ценам на основе декларации субъекта ценообразования о намерении повысить регулируемые или свободные (рыночные) цены;

Регулирующий орган – администрация города, полномочия которой в области установления тарифов определяются законами Российской Федерации, законами Ханты-мансийского автономного округа – Югры, нормативно-правовыми актами муниципального образования город Мегион.

3. Система и принципы тарифного регулирования

3.1. Субъекты ценообразования.

Субъектами ценообразования, на которые распространяется действие Порядка, являются муниципальные предприятия и учреждения города Мегиона.

3.2. Принципы тарифного регулирования.

Система тарифного регулирования является средством для достижения поставленных собственником имущества регулируемых предприятий целей, то есть тарифы должны обеспечивать предприятиям необходимый им для реализации производственных и инвестиционных программ объем финансовых потребностей.

Исходя из этого, тарифная политика муниципального образования призвана обеспечивать реализацию следующих принципов:

- Принцип полного возмещения затрат всем участникам процесса производства работ и предоставления услуг конечным потребителям. С экономической точки зрения этот принцип достаточно очевиден – регулируемое предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек.

- Принцип оптимизации интересов всех сторон. Процесс установления тарифов затрагивает интересы большого количества сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов). Эти интересы достаточно противоречивы и одна из основных задач системы тарифного регулирования обеспечить в ходе установления тарифа учет и сбалансированность этих интересов.

- Принцип последовательности и прогнозируемости изменения тарифов. Система тарифного регулирования призвана обеспечить прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов на определенных срок (период регулирования) обеспечивает выполнение трех задач. Во-первых, жесткий период регулирования создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятий, что снижает риски инвестирования в них. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать на социальные цели и инвестиционные программы своего предприятия. В-третьих, данная мера способствует росту экономической определенности для потребителей услуг муниципальных предприятий и учреждений.

- Принцип публичности и открытости. Публичность системы тарифного регулирования должна обеспечивать необходимое методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр тарифов, их утверждения и вступления в силу. Открытость процесса формирования и утверждения тарифов способствует повышению обоснованности принимаемых решений и снижению политизированности в ценообразовании.

3.3. Цели и задачи тарифного регулирования.

Регулирование тарифов на услуги (товары, работы) муниципальных предприятий и учреждений города Мегиона производится в целях :

  • обеспечения обоснованности и прозрачности принимаемых тарифных и ценовых решений;
  • выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов;
  • защиты социально-экономических интересов населения и других потребителей от негативных последствий монополистической деятельности, в порядке предусмотренном антимонопольным законодательством;
  • преодоления инфляции в экономике муниципального образования;
  • содействия развитию конкуренции и создания предпосылок развития конкурентоспособных производителей в перспективных секторах экономики;
  • рационального использования средств городского бюджета.

Для решения следующих задач :

  • перехода к долгосрочному периоду регулирования тарифов;
  • расширения применения метода экономически обоснованной доходности на инвестиционный капитал;
  • унификации принципов, методов и регламентов ценового регулирования;
  • проведения экспертизы тарифов муниципальных предприятий и учреждений при подготовке тарифных решений;
  • соблюдения системы стандартов раскрытия информации, предоставляемой регулируемыми организациями при установлении тарифов.

3.4. Формы тарифного регулирования.

Установление тарифов включает в себя сочетание форм прямого и косвенного воздействия на их стоимость.

Прямое регулирование тарифов осуществляется методом установления:

  • предельных тарифов;
  • уровней рентабельности по отдельным видам услуг (товаров, работ);
  • размеров надбавок и наценок;
  • порядка декларирования тарифов и их изменения;
  • порядка предварительного уведомления о предстоящем изменении тарифов.

Косвенное влияние на тарифы осуществляется применением следующих мер:

  • льготного налогообложения;
  • льготного кредитования;
  • выделения субсидий, дотаций из соответствующих бюджетов;
  • реализации инвестиционных программ.

3.5. Методы тарифного регулирования.

1) Основным методом расчета регулируемых тарифов является метод экономически обоснованных расходов. При установлении тарифов муниципальным предприятиям и учреждениям, осуществляющим регулируемую деятельность, должно быть обеспечено возмещение экономически обоснованных расходов на производство услуг (товаров, работ) и получение прибыли.

2) Определение состава расходов и оценка экономической обоснованности тарифов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нормативными правовыми актами администрации города с учетом отраслевых методических рекомендаций.

3) Себестоимость услуг (товаров, работ) складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства товаров и оказания услуг, использования основных фондов, материальных, топливно-энергетических и других видов ресурсов, обусловленных технологией и организацией производства, а также затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства.

Основными составляющими себестоимости являются следующие затраты:

    • материалы
    • топливо;
    • электроэнергия;
    • фонд оплаты труда;
    • единый социальный налог и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве;
    • амортизационные отчисления;
    • ремонтный фонд;
    • прочие прямые затраты;
    • цеховые расходы;
    • общеэксплуатационные расходы;
    • общехозяйственные расходы;
    • внеэксплуатационные расходы.

4) Величина прибыли должна обеспечивать муниципальным предприятиям или учреждениям, осуществляющим регулируемую деятельность, необходимые средства для собственного развития и финансирования других обоснованных расходов, не включаемых в себестоимость. Размер инвестиций, включаемых в расчеты тарифов, определяется на основе программ развития муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих регулируемую деятельность, и утверждается регулирующим органом как составная часть тарифа.

Размер прибыли устанавливается по уровню рентабельности в зависимости от вида деятельности.

5) Рентабельность хозяйственной деятельности субъектов ценообразования определяется как отношение прибыли за определенных промежуток времени к затратам субъекта ценообразования за тот же промежуток времени, включаемым, согласно действующему законодательству, в стоимость.

Администрация города может устанавливать уровни рентабельности по отдельным видам услуг (товаров, работ) для субъектов ценообразования. При этом решение об установлении уровня рентабельности в обязательном порядке распространяется на услуги (товары, работы), реализуемые на территории города в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, администрации города.

6) Размер прибыли устанавливается по согласованному с муниципальными предприятиями и учреждениями уровню рентабельности, который не должен превышать предельных значений в зависимости от вида деятельности и финансово-хозяйственного положения поставщика услуг (товаров, работ).

7) Дополнительным методом установления тарифов является метод индексации, в соответствии с которым тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, изменяются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

3.6. Полномочия по тарифному регулированию.

Администрация города в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и настоящим Порядком, самостоятельно определяет формы и методы регулирования тарифов для субъектов ценообразования.

4. Организация работы по рассмотрению и установлению тарифов

4.1. Орган, рассматривающий проекты тарифов.

Регулирующим органом муниципального образования по формированию тарифов является департамент экономической политики администрации города.

Проекты тарифов, а также необходимые расчетные материалы направляются для рассмотрения в регулирующий орган.

4.2. Порядок организации работы по установлению тарифов на услуги (товары, работы) муниципальных предприятий и учреждений.

1) Установление и изменение действующих тарифов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования.

2) Основанием для установления и изменения тарифов могут быть:

    • окончание установленного срока действия (завершение регулируемого периода);
    • принятие нормативных актов на уровне Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и нормативных актов органов местного самоуправления, влияющих на ценообразование;
    • принятие муниципальными предприятиями и учреждениями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов социальной и жилищно-коммунальной сферы, транспорта, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов и программ;
    • появление новых муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих регулируемую деятельность;
    • изменение объемов выпуска и реализации работ (услуг);
    • результаты проверки хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
    • изменение объективных обстоятельств и условий предоставления услуги;

3) В случае отсутствия оснований для изменения тарифов администрация города вправе отклонить предложения, представленные субъектом ценообразования, с обязательным уведомлением его об этом.

4) В случае, если муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов на данный период, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом тарифов на услуги (товары, работы), потребляемые в течение расчетного периода регулирования, эти расходы могут быть учтены регулирующим органом при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования.

5) В случае, если по итогам расчетного периода регулирования, на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности или иных документов, выявлены необоснованные расходы муниципальных предприятий и учреждений, профинансированные за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы вправе принять решение об исключении соответствующих средств из суммарного объема расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

6) Решение о проведении независимой экспертизы тарифов администрация города принимает в соответствии с действующим законодательством, по мере необходимости.

4.3 Документы, представляемые для утверждения тарифов.

Для утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги субъекты ценообразования представляют следующие материалы:

1) пояснительная записка с указанием причин изменения уровня цен и тарифов;

2) копия устава или положения о предприятии, учреждении, структурном подразделении;

3) приказ и положение об учетной политике предприятия;

4) лицензия, если соответствующие виды деятельности подлежат лицензированию, и (или) информация о разрешении соответствующих органов;

5) штатное расписание, расчет нормативной численности, расчет фонда оплаты труда;

6) положение о текущем премировании, разовых выплатах стимулирующего характера (локальные, нормативные, правовые акты, регулирующие размер выплат);

7) уведомление о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев;

8) нормативная документация, утвержденная в установленном порядке, подтверждающая трудоемкость, нормы времени на выполнение работ, услуг, программа производства товаров, выполнения работ, организации услуг, которая составляется субъектом ценообразования и согласовывается субъектом в порядке его подчиненности;

9) подробные расшифровки по всем статьям затрат, калькуляции и подтверждающие документы (копии платежных документов, договоров, счетов);

10) перечень и дата ввода основных средств, расчет амортизационных отчислений;

11) основные технико-экономические показатели деятельности субъекта ценообразования за предшествующий период согласно формам статистической и бухгалтерской отчетности;

12) расчет рентабельности (при превышении минимального уровня – 5%), учитываемой при формировании тарифов (цен), необходимой для обеспечения нормальной хозрасчетной деятельности субъектов ценообразования, если иное не установлено законодательными или иными нормативными правовыми актами, но не выше предельно установленной на регулируемый виды деятельности;

13) расчет накладных расходов.

Все расчеты должны быть выполнены в соответствии с действующими методическими рекомендациями, инструкциями, нормативами по регулируемым видам деятельности.

В случае, если инициатором пересмотра тарифов выступает регулирующий орган местного самоуправления, то по его запросу предоставляются все материалы, указанные выше.

По результатам рассмотрения регулирующим органом подготавливается заключение об обоснованности и целесообразности изменения тарифов.

4.4. Сроки рассмотрения и порядок вступления в силу утвержденных тарифов.

Предприятия, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют материалы по обоснованию цен и тарифов в регулирующий орган не позднее чем за три месяца до предполагаемого ввода их в действие.

Регулирующий орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы в месячный срок со дня получения полного комплекта документов. В случае выявления ошибок, искажений, неполноты представленной информации и др., на предприятие направляется уведомление с мотивированным отказом в согласовании тарифов. При этом сроки их дальнейшего рассмотрения переносятся с учетом даты представления необходимых материалов в полном объеме.

Основанием для отказа могут быть:

- представление искаженной недостоверной информации;

- отсутствие экономических и других оснований для рассмотрения материалов.

Субъекты ценообразования, представившие в регулирующий орган местного самоуправления материалы для утверждения цен и тарифов продолжают выпуск и реализацию продукции, услуг по утвержденным ранее ценам и тарифам.

В случае несогласия субъектов ценообразования с решением об установлении цен и тарифов данный вопрос рассматривается в установленном порядке.

Любое снижение цен и тарифов субъектами ценообразования производится по согласованию с регулирующим органом местного самоуправления.

Тарифы на услуги (товары, работы) муниципальных предприятий и учреждений утверждаются нормативными правовыми актами администрации города (распоряжения, постановления) в соответствии с федеральными и окружными стандартами.

Тарифы (цены) вступают в силу с момента их утверждения (согласования), если не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Информация о ходе формирования тарифов и принятых решениях доводится до сведения населения через муниципальные средства массовой информации.

5. Заключительные положения

5.1. Ответственность за достоверность материалов, представляемых для утверждения тарифов.

В соответствии с действующим законодательствами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об административных правонарушениях персональную ответственность за достоверность материалов, представляемых для утверждения тарифов, несут руководители субъектов ценообразования.

5.2. Вступление в силу настоящего Порядка.

Настоящий Порядок вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Мегионские новости».