Положение об отделе опеки и попечительства администрации города Мегиона
Приложение
Положение
1. Общие положения 1.1. Положение об отделе опеки и попечительства администрации города Мегиона разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 №114-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству». Для осуществления отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству органу местного самоуправления передаются материальные ресурсы в порядке, установленном законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 1.2. Отдел опеки и попечительства (далее - ООиП) является структурным подразделением администрации города Мегиона и обеспечивает осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области опеки и попечительства. 1.3. В своей деятельности ООиП руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными правовыми актами по защите прав детей, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.06.2006 №60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.06.2009 №86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приёмных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 №114-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству», иными законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующими вопросы деятельности органов опеки и попечительства, постановлениями и распоряжениями администрации города Мегиона, решениями Думы города Мегиона, Положением об ООиП. 1.4. ООиП правами юридического лица не обладает, имеет печать, штампы и бланк письма со своим наименованием. 1.5. Местонахождение отдела: 628681 улица Строителей, дом 3/2, город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Россия.
2. Основные задачи Осуществление переданных законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству. ООиП наделяется полномочиями:
3. Основные функции ООиП
К полномочиям отдела опеки и попечительства в соответствии законодательством автономного округа относятся: 1.Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. 2.Обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его в дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности. 3.Установление опеки или попечительства. 4.Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. 5.Освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. 6.Выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. 7.Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 8.Представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному законодательству и (или) законодательству автономного округа или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. 9.Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 10.Подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. 11.Оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством. 12.Издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства. 13.Назначение помощников совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. 14.Осуществление функций опекуна и попечителя в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством. 15.Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка на основании изданного органами опеки и попечительства акта. 16.Направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения. 17.Дача согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилого помещения в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. 18.Защита наследственных прав несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в случаях, установленных федеральным законодательством. 19.Защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими, определение управляющего имуществом таких лиц и заключение с ним договора о доверительном управлении имуществом. 20.Дача согласий на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту временного пребывания. 21.Дача согласий на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменения формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения. 22.Назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия. 23.Дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. 24.Представление заключения в суд об обоснованности и соответствии интересам ребенка усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) и его отмены. 25.Разрешение вопросов, связанных с изменением фамилии и имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. 26.Разрешение спорных вопросов между родителями ребенка (иными законными представителями) и родственниками в случаях, установленных федеральным законодательством. 27.Дача заключений и участие в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. 28.Участие в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей другим лицам в случаях, установленных федеральным законодательством. 29.Дача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам, попечителям или приемным родителям в случаях, установленных федеральным законодательством. 30.Дача согласия на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников. 31.Сообщение об установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом несовершеннолетних лиц, лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения. 32.Дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями в случаях, установленных федеральным законодательством. 33.Принятие решений о проведении психиатрического освидетельствования, профилактического осмотра, помещения в психиатрический стационар граждан в случаях, установленных федеральным законодательством. 34.Дача согласий на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними в случаях, установленных федеральным законодательством; 35.Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей. 36.Выдача предварительного разрешения на расходование опекунами или попечителями доходов подопечного в случаях, установленных федеральным законодательством. 37.Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 38.Заключение договоров с образовательными организациями, медицинскими организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства. 39.Участие в уголовных делах в соответствии с федеральным законодательством. 40.Организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. 41.Ведение личных дел несовершеннолетних подопечных. 42.Выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены, и принятие мер по защите их прав и законных интересов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа. 43.Участие в деятельности по профилактике социального сиротства. 44.Содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. 45.Подготовка заключений о возможности временной передачи ребёнка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью граждан. 46.Назначение: а).единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении (удочерении), установлении опеки или попечительства, передаче в приёмную семью); б).ежемесячной выплаты на содержание ребенку, переданному на воспитание в семью опекунов или попечителей (в том числе в случае предварительной (временной) опеки или попечительства), приёмную семью, патронатную семью, детский дом семейного типа, а также усыновителям на содержание усыновлённого (удочерённого) ребёнка, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и гражданам в возрасте от 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, потерявшим в период обучения в общеобразовательном учреждении единственного или обоих родителей, в период обучения в общеобразовательном учреждении; в).вознаграждения приёмным родителям, патронатным воспитателям, воспитателям детских домов семейного типа; 47.Организация обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, патронатных семьях, детских домах семейного типа, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в возрасте от 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, по окончании ими указанного учреждения одеждой и обувью, по нормам, установленным Правительством автономного округа, а также единовременным денежным пособием. 48.Организация ежемесячного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях денежными средствами на проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) по фактической стоимости проезда (или) проездного билета. 49.Организация ежегодного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях денежными средствами на бесплатный проезд 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы по фактической стоимости проезда в порядке, устанавливаемом Правительством автономного округа. 50.Организация ежегодного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, детских домах семейного типа по заявлению законных представителей, путевок в спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха для учащихся и студентов, или детские оздоровительные учреждения, или санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний) и оплата проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно. 51.Обеспечение контроля за предоставлением социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. 52.Ведение документации и отчетности по должностным инструкциям специалистов. 53.Обеспечение рассмотрения жалоб и заявлений граждан, принятия мер по их существу. 54.Обеспечение реализации федеральных, окружных программ, направленных на защиту прав детей на территории муниципального образования. 55.Комплектование, хранение и учёт документов, образованных в процессе деятельности отдела в соответствии с номенклатурой дел. 56.Организация контроля за выполнением постановлений главы города.
4. Права и обязанности
4.1. ООиП имеет право: 4.1.1.Вносить предложения по улучшению положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на рассмотрение главой города Мегиона и Думой города Мегиона. 4.1.2.Запрашивать от руководителей учреждений, организаций и органов информацию, необходимую для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также совершеннолетних недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. 4.1.3.Представлять интересы несовершеннолетних и совершеннолетних недееспособных, ограниченных в дееспособности граждан, и лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в патронаже, в учреждениях юстиции и других государственных, коммерческих организациях и учреждениях. 4.1.4.Представлять орган местного самоуправления (администрация города Мегиона) по осуществлению отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в учреждениях юстиции и других государственных, коммерческих учреждениях по вопросам, входящим в компетенцию ООиП. 4.1.5.Принимать участие в семинарах, совещаниях по вопросам, входящим в компетенцию ООиП. 4.1.6.Осуществлять планирование своей деятельности, определять перспективы развития ООиП в пределах своей компетенции по согласованию с заместителем главы города по социальным вопросам. 4.1.7.Удостоверять подписи граждан, обратившихся по вопросам, входящим в компетенцию ООиП, заверять копии документов. 4.1.8.Участвовать в совещаниях, семинарах по вопросам деятельности ООиП, в разработке проектов постановлений главы города Мегиона по вопросам своей компетенции, вносить предложения по совершенствованию работы ООиП. 4.2. ООиП обязан: 4.2.1.Осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. 4.2.2.Проводить обследование материально-бытовых условий семей, имеющих несовершеннолетних, в случае возникновения необходимости защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в трехдневный срок с момента поступления в ООиП соответствующей информации. 4.2.3. Представлять в установленном порядке отчетности и иной информации о деятельности ООиП главе города, в соответствующие органы и структурные подразделения администрации города Мегиона, налоговые, регистрационные и иные органы. 4.2.4.Проводить работу по организации повышения квалификации специалистов ООиП. 4.2.5. Рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан и принимать по ним необходимые меры. 4.2.6. Готовить проекты документов в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в администрации города Мегиона, утвержденной распоряжением администрации города Мегиона от 01.06.2009 № 179 и представлять: Главе города Мегиона: · Проекты постановлений об установлении назначении/прекращении опеки/попечительства, организации приёмной семьи, о направлении в организации для детей-сирот, изменении имени и фамилии несовершеннолетних; · Проекты постановлений по сделкам с имуществом и жильем несовершеннолетних; · Проекты постановлений о снижении брачного возраста, эмансипации; · Проекты постановлений о назначении/прекращении (приостановлении) выплаты денежных средств на содержание детей, состоящих на учете в ОоиП; · Проекты постановлений о помещении несовершеннолетних а также недееспособных граждан в государственные учреждения; · Проекты постановлений о сохранении права пользования жилым помещением за детьми, помещёнными в государственные учреждения; · Заявки, служебные записки по организации деятельности ООиП; · Предложения о присвоении наград, почетных званий; · Положение об ООиП, должностные инструкции работников ООиП.
Заместителю главы города по социальной политике: · Служебные записки по вопросам деятельности ООиП; · Положение о деятельности ООиП опеки и попечительства, должностные инструкции работников отдела; · Планы работы ООиП на квартал, год; · Отчеты о проделанной работе ООиП за квартал, за год. 4.2.7. Осуществлять иные права и обязанности, установленные действующим законодательством по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
5. Организация деятельности отдела 5.1.ООиП создаётся и ликвидируется постановлением администрации города, в своей деятельности подчиняется главе города. Деятельность ООиП курирует заместитель главы города по социальной политике. 5.2.Структура, штатное расписание, Положение об отделе разрабатываются начальником отдела с учётом целей и задач, возложенных на ООиП. 5.3. ООиП возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от должности в установленном порядке главой города. 5.4.Начальник отдела: · вносит предложения по штатному расписанию отдела заместителю главы города по социальной политике; · осуществляет руководство работой ООиП; · определяет обязанности специалистов ООиП; · в целях осуществления своих полномочий даёт указания, обязательные для исполнения всеми специалистами ООиП; · контролирует состояние учёта, статистической отчётности и трудовой дисциплины; · на основании доверенности подписывает акты, разрешения и иные документы в пределах своей компетенции и заверяет печатью; · на основании доверенности заключает договоры доверительного управления имуществом подопечных; · подписывает заключения об обоснованности и соответствии интересам ребёнка усыновления/удочерения, о возможности быть кандидатом в усыновители (опекуны), о лишении, ограничении граждан родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об определения места жительства несовершеннолетнего с одним из родителей, о порядке общения ребёнка с раздельно проживающим родителем и другими родственниками, о возможности временной передачи ребёнка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних; · подписывает договора о приёмной семье, исполняющей свои обязанности возмездно; · осуществляет контроль за исполнением постановлений администрации города входящих в компетенцию ООиП; · подписывает и заверяет печатью справки по запросам граждан и организаций.
5.5.Специалисты ООиП назначаются на должность и освобождаются от должности главой города по представлению начальника отдела и согласованию с заместителем главы города по социальной политике.
5.6.ООиП в пределах своей компетенции осуществляет свою деятельность во взаимодействии: · со структурными подразделениями администрации города, учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения и иными организациями, независимо от их ведомственной принадлежности; · со средствами массовой информации с целью освещения деятельности ООиП, консультирования населения по вопросам, входящим в компетенцию отдела; 5.7.Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности отдела осуществляется за счет средств бюджета автономного округа. 6. Ответственность 6.1.ООиПнесёт ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на него задач и функций, состояние трудовой и производственной дисциплины, а также за неиспользование в необходимых случаях предоставленных ему прав. 6.2.Порядок привлечения к ответственности определяется действующим законодательством Российской Федерации. |