Статьи

Что такое АСУРТ города Мегиона?

Аватар пользователя Маслов Иван
Маслов Иван
специалист ИТП «Град»

Оригинал статьи

В марте 2014 года ООО «ИТП «Град» завершил первый этап работ в рамках комплексного проекта по разработке автоматизированной системы управления развитием территории (АСУРТ) городского округа г. Мегиона ХМАО-Югры.

Что такое АСУРТ города Мегиона? На этот вопрос постараюсь дать ответ.

Часть 1. Истоки

Начнем с истоков и остановимся на некоторых задачах, которые на сегодняшний день актуальны для органов архитектуры и градостроительства, в контексте информатизации их деятельности. 

1. Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности

Ниже приведены основные нормативно-правовые акты регламентирующие данную задачу:

  • Статья 56,57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утв. 29.12.2004 190-ФЗ (ред. от 28.12.2013);
  • Постановление Правительства РФ от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»;
  • Приказ Минрегиона РФ от 30.08.2007 № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности».

Стоит отметить, что данная задача в настоящее время актуальна для многих органов местного самоуправления.

2. Межведомственное электронное взаимодействие с органами государственной власти

Основания для организации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ):

  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014);
  • Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 05.08.2011 № 417-рп (ред. от 20.10.2012) «О плане мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по переходу на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг».

Эта задача важна не только для органов местного самоуправления, но и для органов государственной власти. Наряду с этим, в настоящее время для внедрения СМЭВ отсутствует полноценное методическое и технологическое обеспечение.

3. Сокращение сроков и повышение качества предоставления муниципальных услуг в сфере строительства

Это извечная и нерешаемая задача, однако, и в конце туннеля виден свет. В частности, за последние пару лет органами власти всех уровней утверждаются конкретные программы по совершенствованию предоставления государственных и муниципальных услуг («Дорожные карты»), которые представляют собой систему мероприятий по достижению поставленных целей. 

Так, по ХМАО-Югре принято Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 22.03.2013 № 119-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Организация системы мер, направленных на сокращение сроков, количества согласований (разрешений) в сфере строительства и сокращение сроков формирования и предоставления земельных участков, предназначенных для строительства, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (2013 – 2018 годы)».

Приведем пример из этого документа:

Данная таблица взята из вышеуказанной дорожной карты.

Стоит только взглянуть на эти цифры: за пять лет количество процедур в рамках муниципальных услуг по получению разрешения на строительство (включая выделение земельного участка) должно сократиться более чем в 3 раза, а сроки предоставления муниципальных услуг — более, чем 6 раз.

4. Обеспечение общедоступности и открытости сведений о градостроительной деятельности, вовлечение граждан в процессы управления развитием территории

Ниже приведены лишь некоторые документы позиционирующие данную задачу для органов муниципальной власти в сфере градостроительства:

  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • статьи 28, 31, 32, 56 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», утв. 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

Эта задача важна прежде всего для граждан, для обеспечения возможности получения муниципальных услуг в условиях прозрачности административных процедур и отсутствия барьеров.

Часть 2. Концепция информатизации

Данный пул задач позволил сформировать концепцию информатизации, которая положена в основу реализации АСУРТ города Мегиона.

Концепцию можно изобразить следующим образом:

В основе лежит формирование Единого информационного банка пространственных данных и сведений о градостроительной деятельности.

Единый, здесь в том смысле, что этот банк данных является общим согласованным источником информации о современном состоянии территории и градостроительных решений, который используют в своей повседневной деятельности работники органа муниципальной власти.

2 уровень — это автоматизация процессов предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительства и земельно-имущественных отношений и переход к предоставлению этих услуг в электронной форме.

3 уровень — это исключение изолированности информационной системы, и интеграция ее с Системой межведомственного электронного взаимодействия.

И последний уровень, направленный на обеспечение публичности градостроительной деятельности и получение обратной связи от заинтересованных лиц — создание геоинформационного портала, доступного в сети «Интернет».

Часть 3. Планы

Если говорить о непосредственном содержании работ по созданию и внедрению АСУРТ города Мегиона, то условно работы делятся на 2 этапа.

Первый этап:

1.1. Осуществляется непосредственная разработка программного обеспечения (ПО) АСУРТ:

  • аналитика и определение функциональных возможностей ПО, и их реализация;
  • создание системы метаданных — данных, описывающих структуру данных проекта.

1.2. Создается Единая информационная база пространственных данных:

  • Формирование реестров: земельные участки, объекты капитального строительства, инженерные сети, транспортная инфраструктура и др.;
  • Загрузка градостроительной документации: генеральный план, проекты планировки и межевания, правила землепользования и застройки;
  • Загрузка тематических и иных пространственных материалов.

1.3. Третье направление работ первого этапа - Автоматизация процессов предоставления муниципальных услуг структурными подразделениями Управления архитекторы и градостроительства города Мегиона:

  • Обследование объекта автоматизации и аналитика бизнес-процессов предоставления МУ;
  • Реализация процессов предоставления муниципальных услуг в электронном виде;
  • Внедрение и обучение пользователей АСУРТ;
  • Тестовая эксплуатация и обратная связь;
  • Промышленная эксплуатация.

1.4. И последнее, что входит в план работ первого этапа — развертывание геоинформационного портала, в т.ч.:

  • Определение функциональных особенностей портального решения  и их реализация;
  • Развертывание геоинформационного портала;
  • Наполнение геоинформационного портала контентом.

Второй этап:

2.1. Формирование единой информационной базы пространственных данных (2 стадия):

  • Загрузка градостроительной документации: генеральный план, проекты планировки и межевания, правила землепользования и застройки;
  • Загрузка растровых и векторных топографических материалов;
  • Загрузка иных тематических карт.

2.2. Автоматизация процессов предоставления муниципальных услуг структурными подразделениями Управления земельных ресурсов администрации города Мегиона

2.3. Интеграция АСУРТ с СМЭВ. Интеграция с СМЭВ осуществляется посредством следующих сервисов:

  • Сервисы Единого портала государственных услуг;
  • Сервисы запроса сведений (ГКН, ФНС и др. ведомства);
  • Сервисы предоставления сведений иным органам власти.

2.4. Наполнение геоинформационного портала контентом

Часть 4. Итоги

Таким образом, автоматизированная система управления развитием территорий города Мегиона — это комплекс программных средств, обеспечивающих ведение и актуализацию единого информационный банк пространственных данных и сведений о градостроительной деятельности, открытость этих данных с использованием геоинформационного веб-портала, повышение качества и доступности предоставления муниципальных услуг посредством интеграции с СМЭВ и перехода к предоставлению муниципальных услуг в электронной форме.



Возврат к списку