Отчёты

Аналитическая записка о результатах деятельности органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы в 2011 году

Экономическое и социальное развитие любого региона обусловлено, прежде всего, развитием муниципальных образований. Именно в муниципальных образованиях сосредоточен экономический потенциал, именно на муниципальном уровне создается основа развития субъекта РФ.

В рамках межбюджетных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создано немало условий для формирования прочной финансовой основы местного самоуправления. Передана значительная доля от НДФЛ, в полном объеме транспортный налог и единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предусмотрена возможность трансфертозамещения.

Подводя итоги результатов работы органов местного самоуправления по наращиванию собственных доходов за 2011 год, необходимо отметить, что в целом, на территориях муниципальных образований автономного округа, включая поселенческий уровень, ведется активная работа.

По итогам 12 месяцев 2011 года плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам бюджетов муниципальных образований исполнены на 103,2 % и составили 44 588 млн.рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2010 года налоговые и неналоговые доходы в местных бюджетах выросли на 6,3 %.

В рамках мер, направленных на увеличение налоговой базы и сокращение задолженности в бюджет, при администрациях муниципальных образований действуют комиссии по мобилизации дополнительных доходов. В текущем году на территориях муниципальных образований округа проведено 286 заседаний данных комиссий. В результате, погашена задолженность по налогам, сборам и иным платежам в размере 413,0 млн. рублей.

В рамках работы межведомственных комиссий по увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в муниципальных образованиях рассматривались вопросы по проблемам оплаты труда, ликвидации задолженности по заработной плате и НДФЛ.

По результатам проведенных комиссий выплачена задолженность по заработной плате в размере 51,4 млн.рублей, поступило налогов и иных платежей в бюджет 85 млн.рублей, в том числе по НДФЛ 59,7 млн.рублей.

Положительный эффект от данной работы обеспечен только в 11 муниципальных образованиях г. Нижневартовск, г. Мегион, г. Урай, г. Лангепас, г. Нягань, г. Югорск, Кондинский, Сургутский, Белоярский, Нижневартовский и Нефтеюганский районы. В остальных муниципальных образованиях проводимая работа комиссий существенных результатов не принесла.

Согласно представленных отчетов, в целях снижения задолженности по транспортному налогу, в муниципальных образованиях автономного округа в постоянном режиме осуществляется тесное взаимодействие с подразделениями ГИБДД и службой судебных приставов.

Для укрепления и расширения налоговой базы муниципалитетов, выявления резервных доходных источников в муниципальных образованиях автономного округа проводилась совместная работа органов местного самоуправления и территориальных налоговых органов по выявлению организаций (обособленных подразделений) и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципалитетов без регистрации в налоговом органе, а также постановке на учет неучтенных объектов налогообложения.

В частности, для достижения результатов по данному направлению, муниципальными образованиями осуществлялся обмен информацией с налоговыми органами о заключенных муниципальных контрактах, иногородних предприятиях, выполняющих строительные работы, арендаторах муниципального имущества.

В результате проводимых мероприятий, выявлено 175 организаций (обособленных подразделений) и 12 индивидуальных предпринимателей, не состоящих на налоговом учете, из которых поставлены на налоговый учет по месту осуществления деятельности 156 организаций (обособленных подразделений) и 4 индивидуальных предпринимателя.

Дополнительно в местные бюджеты поступило 53,1 млн.рублей. Основные результаты достигнуты в г.Мегионе, Нижневартовском и Нефтеюганском районах. В тоже время отсутствует положительный результат работы в данном направлении в городских округах Покачи и Лангепас.

По итогам проводимых мероприятий, в части неучетнных объектов налогообложения, выявлено 317 объектов недвижимого имущества, 101 земельный участок, 40 транспортных средств. По состоянию на 01.01.2012 года оформили право собственности по 51 объекту недвижимого имущества, 38 земельных участков, поставили на учет 40 транспортных средств.

В отношении вопроса взаимодействия местных администраций с крупными и крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях муниципальных образований автономного округа, по итогам 2011 года, необходимо отметить.

На основании представленной информации, в 14 муниципальных образованиях (г.Нефтеюганск, г.Нягань, г. Мегион, г. Радужный, г. Нижневартовск, г. Югорск, Нефтеюганский, Белоярский, Сургутский, Березовский, Советский, Кондинский, Октябрьский и Нижневартовский районы) подписаны Соглашения в области социально-экономического развития. В результате, действия данных Соглашений, а также Соглашений, подписанных на уровне округа, дополнительно в бюджеты муниципальных образований поступило 2 728,1 млн. рублей.

В целях обеспечения механизма устойчивого и стабильного поступления в бюджет муниципальных образований земельного налога по итогам истекшего года практически всеми муниципальными образованиями проводилась работа по формированию земельных участков под многоквартирными домами. В ходе работы осуществлялась сверка сведений о характеристиках земельных участков под многоквартирными жилыми домами, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно информации органов местного самоуправления по состоянию на 01.01.2012 года на кадастровый учет поставлены 9 643 земельных участков, что составляет 54% от общего количества земельных участков под многоквартирными домами (17 863 земельных участков).

Учитывая актуальность данного вопроса в преддверии введения налога на недвижимость, рекомендуем в 2012 году усилить работу в данном направлении.

Важным направлением пополнения доходной базы бюджетов муниципальных образований всегда является повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе за счет проведения инвентаризации имущества, сдаваемого в аренду, установления обоснованных ставок арендной платы, своевременной их индексации с учетом инфляции, повышение качества администрирования указанных платежей.

В целях увеличения поступлений по неналоговым платежам в 2011 году муниципальными образованиями на постоянной основе проводилась претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по арендной плате муниципального имущества, включая земельные участки, осуществлялась сверка взаимных расчетов по оплате арендных платежей. По результатам проведения вышеперечисленных мер в 2011 году поступившая задолженность в местные бюджеты составила 371,4 млн.рублей.

В целом, следует отметить, что на сегодняшний день практически всеми муниципальными образованиями предоставляются подробные отчеты с указанием конкретных результатов, полученных вследствие проведения запланированных мероприятий.

Вместе с тем, напоминаем, что эффект работы может быть весомым только при проведении всего комплекса мер, разработанных органами местного самоуправления. В соответствии с протоколом № 4 от 19 октября 2011 года выездного заседания Совета по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре во всех муниципальных образованиях приняты планы мероприятий по увеличению собственных доходов местных бюджетов. Следует обеспечить исполнение утвержденных планов на 2012 год, осуществлять мониторинг результатов.

Дополнительно сообщаем, что в 2012 году, предполагается рассмотрение вопроса развития собственной доходной базы на комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, созданной в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 04.05.2007 года № 115-П, с приглашением представителей муниципальных образований.



Возврат к списку