|
Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителейБиблиографическое описание: Овчинникова К. А. Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / К. А. Овчинникова, М. В. Данилова // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 847-850. В настоящее время особую озабоченность общественности вызывает беспрецедентный рост подростковой преступности. Это свидетельствует о неспособности значительной части подростков справиться с возрастающей сложностью социальной среды, сделать правильный выбор и найти свое место в жизни.Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению криминализации общества. Усиливаются негативные девиации — насильственная и корыстная преступность, подростковая делинквентность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан [1, с. 73]. На современном этапе преступность несовершеннолетних становится острой проблемой. Об этом свидетельствует количество преступлений, совершаемых ими. Преступления, совершаемые несовершеннолетними по данным МВД РФ на 2012 г. составили 21,8 %, что значительно выше по сравнению с 2000 г. — 16,6 %. По данным областного УМВД г. Владимира криминогенная обстановка несовершеннолетних правонарушителей в области характеризовалась следующими данными: на 2011 г. — 16,6 %, 2012 г. — 15,7 % [7]. Криминология объясняет нарушение правонарушителями общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения [5, с. 46]. Анализ психологической и социально-педагогической литературы так же показывает, что неустойчивость ценностных ориентаций и ценностных установок подростков при неблагоприятных условиях приводит к правонарушениям. Ценностные ориентации в философском аспекте рассматривает В.П. Бранский, в социологическом — И.С. Кон, в социально-психологическом — Е.А. Климов, Д.А.Леонтьев, в криминологическом — Ю.М. Антонян. По мнению Д.А. Леонтьева, подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [4, с. 362]. Как считает А.П. Тузов, ценностная ориентация несовершеннолетнего — это определенная структура его отношений к действительности. С одной стороны, ценностная ориентация выражается в конкретном проявление отношений подростка к фактам действительности, а с другой — в системе фиксированных установок, регулирующих поведение. Так, для несовершеннолетних правонарушителей соблюдение существенных норм и правил поведения — нередко менее значительная ценность по сравнению с другими [6, с. 91]. Согласно С.Л. Рубенштейну, механизмы становления ценностей в сознании несовершеннолетнего действует через организацию ценностно-ориентационной деятельности как особого рода активности, посредством которой человек воспроизводит себя в процессе социализации. Данная возрастная ступень развития личности в психологической и криминологической литературе обозначается как период самоопределения и становления ценностных детерминант личности через механизм утверждения ценностей [5, с. 57]. Практически у всех несовершеннолетних преступников слабо выражены высшие потребности, отсутствуют нравственные мотивы, у большинства потребности ограничены стремлением удовлетворить свои примитивные нужды [1, с. 28]. С целью определения ценностных ориентаций у несовершеннолетних правонарушителей было проведено эмпирическое исследование с использованием методик: «Ценностные ориентации» (М. Рокич); ценностный опросник Ш. Шварца [3]. Работа выполнена на базе Центра Временного Содержания Несовершеннолетних Правонарушителей (ЦВСНП) г. Владимира. В исследовании принимали участие несовершеннолетние правонарушители в возрасте 14–16 лет в количестве 10 человек — группа 1. Группа 2 — законопослушные подростки в возрасте 14–16 в количестве 10 человек — учащиеся одной из СОШ г. Владимир. По результатам методики «Ценностные ориентации» М. Рокич было выявлено среднее значение респондентов. Среди терминальных ценностей респондентами 1 группы приоритет отдается: материальному обеспечению (13,6); интересной работе (13,2); активной деятельной жизни (12,4). Такая ценность как счастливая семейная жизнь у подростков стоит на последнем месте и составляет 5,4 балла. Во 2 группе на первые места вышли такие ценности как, познание (13,9) — возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; развлечения (11,8) — приятное, необременительное времяпровождение; счастливая семейная жизнь (11,7). Результаты представлены на рис. 1. Приложение 1
Исследование ценностной структуры личности на основе опросника М. Рокича позволило выделить значимые различия между группой 1 и группой 2 практически по всем ценностным сферам представленным в методике. Показатели 1 группы статистически различаются по шкалам «Активная деятельная жизнь» (гр. 1–12,4; гр. 2–8,6), «Материальное положение» (гр. 1–13,6; гр. 2–9,8), «Развитие» (гр. 1–7,9; гр. 2–11,3), «Познание» (гр.1–9,2; гр.2–13,9), «Счастливая семейная жизнь» (гр. 1–5,4; гр. 2–11,7). Несовершеннолетние правонарушители характеризуются как лица, мало заинтересованные в изменении своей жизни, действуют в соответствии со сложившимися стереотипами (познания), не проявляют стремлений к разнообразию в деятельности. Утилитаризм, обнаруживающийся в шкале «Развитие», сказывается на ценностном отношении к собственной индивидуальности, где несовершеннолетние не стремятся сохранить своеобразие своей личности, склонны поддаваться влиянию массовых тенденций, не склонны отстаивать собственные взгляды и формировать свой стиль жизни. На основании средних значений, полученных в результате исследования по методике оценки инструментальных ценностей (рис. 2), были выявлены различия по шкалам: «Аккуратность» (гр. 1–2; гр. 2–7,6), «Воспитанность» (гр. 1–4,3; гр. 2–7,2), «Ответственность» (гр. 1–6,7; гр. 2–14), «Честность» (гр. 1–8,2; гр. 2 -14,3). Среди инструментальных ценностей правонарушители выделили такие ценности, как «Высокие запросы» (12,4), «Независимость» (11,7), «Отставание своего мнения» (12,8). (рис.2. приложение1).
По результатам методики Ш.Шварца «Ценностный опросник» было выявлено среднее значение ценностей (рис. 3. приложение 1). На первое место среди индивидуальных показателей подростки ставят такие ценности, как: «свобода» (5,3), «интересная жизнь» (5,0), «чувство общности» (4,6). Последние места заняли такие ценности, как: «мир во всем мире» (1,8); «стабильность общества» (1,8).
Показатели 1 группы существенно ниже 2 группы по показателям: «Свобода» (гр.1–5,3; гр.2–4,1), «Чувство общности» (гр.1–4,6; гр.2–3,6). Это говорит о том, что большую часть своего времени подростки проводят вне дома, среди своих знакомых и сверстников. Для несовершеннолетних правонарушителей важна такая ценность, как свобода. Подростку приемлема независимость, свобода в своих действиях. Среди социальных показателей (рис.4. приложение 1) правонарушители отдали приоритет таким ценностям, как: «уважение к родителям» (5,6); «наслаждение» (5,3); «уверенность в себе» (5,2). У подростков прослеживается тема отчаяния и боли из-за разлуки с родными.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что для несовершеннолетних правонарушителей не характерно стремление планировать свою жизнь, менее выражено стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Правонарушители воспринимают свою жизнь как насыщенную внешними событиями, сопровождающуюся ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с внешними обстоятельствами. Формирование ценностных ориентаций — это становление личности несовершеннолетнего, совершенствование его сознания, психологии, восприятие и принятие общественных идеалов. Вот почему систему ценностных ориентаций нельзя рассматривать как нечто навсегда сформировавшееся и неизменное. Она динамична и подвижна, отражает изменения, происходящие во взаимоотношениях личности со средой. Литература: 1. Антонян Ю. М. Причины преступного поведения. — М.,1992. — 62 с. 2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Консорциум Социал. Здоровье России, 1993. — 198 с. 3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь,2004–70 с. 4. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 487 с. 5. Миллер А. И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. — Киев, 1985–149 с. 6. Тузов А. П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. — Киев, 1982. — 198 с. 7. Статистические данные правонарушений по России // URL://http://www.gks.ru(дата обращения: 20.05.2014). Файл: Загрузить Возврат к списку |