Программа утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р

Программа
социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)


1. Цели и концепция программы
1.1. Социально-экономические проблемы и ограничения развития
1.2. Задачи Программы
2. Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития
2.1. Развитие конкуренции в Российской Федерации
2.2. Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества
2.2.1. Развитие институциональных инвесторов
2.2.2. Реформирование банковской системы
2.2.3. Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов
2.2.4. Развитие рынка страховых услуг
2.3. Развитие инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости
2.4. Развитие транспортной инфраструктуры
2.5. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры
2.6. Реформирование естественных монополий
2.6.1. Реформирование электроэнергетики
2.6.2. Реформирование железнодорожного транспорта
2.6.3. Развитие газовой отрасли
2.7. Развитие жилищно-коммунального хозяйства
2.8. Развитие малого бизнеса
3. Реформа системы государственного управления и местного самоуправления
3.1. Проведение административной реформы
3.2. Оптимизация форм государственного регулирования экономики
3.3. Экономические аспекты военной реформы
3.4. Управление государственной собственностью
3.5. Реформирование системы природопользования и охраны окружающей среды
3.6. Региональная социально-экономическая политика
3.7. Реформа межбюджетных отношений
3.8. Развитие местного самоуправления
4. Повышение открытости экономики
4.1. Присоединение к международным торгово-экономическим организациям
4.2. Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы
4.3. Поддержка экспорта
4.4. Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики
5. Реализация конкурентного потенциала российской экономики
5.1. Политика в области развития науки и стимулирования инноваций
5.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий
5.3. Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса
5.4. Агропродовольственная политика
6. Повышение эффективности социальной политики
6.1. Реформирование здравоохранения
6.2. Модернизация образования
6.3. Трудовые отношения, занятость и миграция населения
6.4. Социальная поддержка населения
6.5. Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование
6.6. Политика в сфере культуры
6.7. Развитие физической культуры и спорта высших достижений
7. Макроэкономические условия проведения реформ
7.1. Денежно-кредитная политика
7.2. Налоговая политика
7.3. Бюджетная политика
7.4. Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий
8. Ожидаемые результаты
Основные показатели прогноза социально-экономического развития России

1. Цели и концепция программы

1.1. Социально-экономические проблемы и ограничения развития

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (далее именуется - Программа) направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и "человеческого капитала".

Средством достижения целей Программы является формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста.

Итоги реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) показали следующее.

Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число задач, поставленных в предыдущих планах действий Правительства Российской Федерации и Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). Приняты пакет налоговых законов, Трудовой и Земельный кодексы Российской Федерации, новая редакция Таможенного кодекса , Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", базовые законы, необходимые для проведения реформы железнодорожного транспорта и электроэнергетики. Осуществляется пенсионная реформа с введением накопительных механизмов.

Определенный прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес - снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Принят федеральный закон , направленный на изменение системы регистрации индивидуальных предпринимателей, Государственной Думой рассматривается проект закона, предусматривающий запрет на осуществление органами государственного контроля (надзора) плановых проверок субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации, принят Федеральный закон "О техническом регулировании", который ограничивает сферу применения обязательных требований к продукции.

В области реформирования системы налогообложения было сделано несколько важнейших шагов: введены "плоская шкала" подоходного налога и регрессивная шкала единого социального налога, снижен налог на прибыль, установлен налог на добычу полезных ископаемых.

В 2002 году проведена Всероссийская перепись населения.

В сфере образования проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена.

Удалось добиться продвижения на переговорах по присоединению России к Всемирной торговой организации - началось обсуждение итогового доклада рабочей группы.

Признанием успешности российских реформ, обеспечивших макроэкономическую стабильность, можно считать последовательное повышение за последние годы Организацией экономического сотрудничества и развития и международными рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга России, предоставление России Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.

В рамках совершенствования системы государственного управления приняты федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации" , "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" , в Государственной Думе обсуждается новая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Государственной Думой принят в первом чтении Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (новая редакция), рассматривается проект федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", направленный на защиту прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе.

Подготовлен ряд законопроектов, касающихся изменения действующего режима применения налога на имущество организаций и налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Принят федеральный закон , предусматривающий отмену налогового контроля за расходами граждан.

Разработана концепция создания и развития финансовой (гарантийной) системы поддержки экспорта промышленной продукции.

Вместе с тем отдельные задачи, поставленные Программой , не были решены. Не принята концепция развития газовой отрасли, что создает некоторые неопределенности в проведении реформ в области электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - ЖКХ). Не удалось в полном объеме реализовать меры по дебюрократизации экономики, в частности упростить процедуру регистрации юридических лиц.

Не завершен перевод в форму оплаты труда и денежного довольствия натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов.

Остаются недостаточными меры, направленные на реформирование научной сферы и стимулирование инноваций.

Не удалось обеспечить законодательное оформление предложений по развитию системы обязательного медицинского страхования и внедрению механизмов, стимулирующих добровольное страхование здоровья и жизни, реализовать меры, направленные на повышение адресности государственной социальной помощи.

По мере решения первоочередных задач выявились ограничения для экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.

Основные итоги и тенденции социально-экономического развития Российской Федерации показывают следующее.

Наиболее успешным периодом социально-экономического развития Российской Федерации по большинству макроэкономических показателей можно считать 1999-2002 годы.

Объем валового внутреннего продукта увеличился за этот период на 26 процентов, промышленное производство - более чем на 37 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы населения практически соответствуют уровню 1998 года, а оборот розничной торговли существенно превысил его. Снизилась безработица. Увеличилась производительность труда, хотя темп ее роста заметно уступал темпу роста реальной заработной платы, что объяснялось, в том числе, восстановлением среднего уровня заработной платы после его падения в 1998-1999 годах.

Сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась поддержанием совокупного профицита консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и состоянием платежного баланса. Снизились темпы инфляции, хотя рост потребительских цен несколько превышал прогнозные показатели. Увеличилась степень монетизации экономики, что способствовало повышению платежной дисциплины. Устойчивой и предсказуемой оставалась ситуация на валютном рынке, по графику обслуживался государственный долг, золотовалютные резервы Банка России увеличились за три последних года почти в 4 раза и составили на конец первого полугодия 2003 г. 64,9 млрд.долларов США.

Вместе с тем еще нельзя говорить о создании прочной основы долгосрочного устойчивого роста и о ликвидации зависимости от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.

При этом сам уровень экономического развития России остается низким. Валовый внутренний продукт на душу населения составляет около 7800 долларов США по паритету покупательной способности и менее 2500 долларов по текущему обменному курсу, что в несколько раз ниже показателей не только ведущих, но и многих развивающихся стран. Это обусловливает низкое качество жизни и высокий уровень бедности.

Уровень экономического развития определяет место России в мире и влияет на способность государства проводить самостоятельную политику. Усилившиеся в конце прошлого века тенденции глобализации привели к уменьшению межгосударственных барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации. В этих условиях первостепенное значение для России приобретает задача поддержания конкурентоспособности в целях привлечения мировых экономических ресурсов.

Основными факторами посткризисного роста экономической активности являлись прежде всего благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и девальвация рубля, а также изменение мотивации хозяйствующих субъектов. Все большая часть предприятий приспосабливается к рыночным условиям. При этом развитие рыночных институтов и инфраструктуры создают условия для обеспечения экономического роста.

На начальном этапе посткризисного развития (1999-2001 годы) благодаря жесткой бюджетной политике, предсказуемой кредитно-денежной политике и сдерживанию роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали и временно повысила ценовую конкурентоспособность российской продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Это дало импульс к оживлению деловой активности во всех сферах экономики.

Высокие темпы экономического роста 1999-2001 годов были достигнуты прежде всего за счет загрузки простаивавших мощностей. Отечественные производители, получив в результате девальвации рубля конкурентные преимущества, смогли быстро увеличить объемы выпуска продукции без существенной модернизации производства и повышения ее качества.

Кроме того, значительный приток доходов от экспорта оказывал стимулирующее воздействие на внутренний спрос, как инвестиционный, так и потребительский.

Влияние первого фактора роста - девальвации рубля - практически исчерпано. Второй фактор - рост внутреннего спроса за счет высоких экспортных цен на сырьевые товары - хотя и продолжает действовать, но зависит от мировой конъюнктуры, поэтому не может обеспечить устойчивого роста. Уровень развитости рынков и инфраструктуры также не способен обеспечить дальнейшее динамичное развитие экономики. Резервы загрузки производственных мощностей практически использованы. Увеличение реальных доходов населения (за последние три года примерно на треть) привело к качественной трансформации структуры потребления. По мере повышения доходов население отдает предпочтение приобретению более дорогих и качественных товаров. В условиях, когда производство таких товаров в России было гораздо менее конкурентоспособно (в первую очередь это касается товаров длительного пользования), насыщение спроса происходило за счет роста импорта. В результате в 2002 году импорт увеличился на 13 процентов.

Таким образом, в последующие годы необходимо обеспечить активизацию внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения издержек производства.

Главным фактором, сдерживающим такие инвестиции, остается недостаточная привлекательность российских активов для вложения капитала. Неблагоприятная среда для отечественного и иностранного инвестора выражается в отсутствии стабильных правил игры, эффективной системы правоприменения, в неразвитости рыночной инфраструктуры.

Эти факторы препятствуют не только эффективной инвестиционной деятельности, но и другим, менее капиталоемким направлениям повышения конкурентоспособности (внедрению инноваций, мер по снижению издержек).

Отсутствие радикальных сдвигов в улучшении делового климата не позволяет создать условия для преодоления сырьевой направленности структуры экономики. На долю отраслей ТЭК приходится около 30 процентов объема промышленного производства России, 32 процента доходов консолидированного и 54 процента федерального бюджета, 54 процента экспорта, около 45 процентов валютных поступлений. Отсутствие межотраслевого перетока капитала сохраняет отсталость перерабатывающих секторов экономики.

Другая диспропорция - относительно невысокая по сравнению с другими странами доля малых и средних предприятий в объеме валового внутреннего продукта и численность работающих. Это снижает возможности экономики к адаптации в условиях меняющихся внешних факторов, колебания потребительского спроса, ускоренного развития технологий.

Существует ряд ограничений для осуществления предпринимательской деятельности в целом.

Во-первых, нынешнее состояние рыночных институтов и инфраструктуры задает высокий уровень трансакционных и производственных издержек в экономике. Это следствие прежде всего низкой конкуренции на рынках (товарных и ресурсных), а также незавершенности преобразований в секторах, предоставляющих услуги как финансового, так и производственного характера.

Финансовая инфраструктура не обеспечивает эффективного выполнения функций финансового посредничества. Объем имеющегося в экономике капитала, несмотря на значительный отток его за рубеж в предыдущие годы, достаточно велик для финансирования модернизации производства. Свободные средства есть у крупных сырьевых компаний, почти не задействован потенциал частных сбережений населения, на рынок уже с 2002 года начали выходить долгосрочные пенсионные накопления. В то же время инструменты финансового посредничества, призванные направить свободные финансовые ресурсы в те сферы экономики, где они могут быть использованы с большей экономической эффективностью, в том числе в секторы с высокой добавленной стоимостью, по-прежнему недостаточно развиты.

Недостаточное развитие финансовой системы наряду с высокими рисками инвестирования в несырьевой сектор не позволяет использовать преимущества благоприятной конъюнктуры на мировых рынках для прогрессивных структурных сдвигов. Регулирование цен на энергетические ресурсы не стимулирует их экономию и инвестиции в современные энергосберегающие технологии, что сдерживает рост конкурентоспособности экономики.

Во-вторых, остается недопустимо высоким и обременительным вмешательство государства в экономическую деятельность. Это касается широких полномочий государственных органов в перераспределении экономических ресурсов, неэффективности судебной и правоохранительной системы, большого количества административных барьеров и высокой налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность. При этом государство не обеспечивает в достаточной степени эффективное предоставление услуг в тех областях, где оно обязано это делать, что по-прежнему стимулирует отток капитала и уклонение от уплаты налогов.

В-третьих, экономика России остается относительно закрытой и изолированной в силу неэффективного таможенного и избыточного валютного регулирования, а также несоответствия российских стандартов международным.

Не в полной мере задействованы такие инструменты торговой политики, как тарифные и нетарифные меры, специальные защитные меры.

В-четвертых, неэффективность системы предоставления социальных услуг при низком уровне оплаты труда препятствует нормальному воспроизводству "человеческого капитала".

1.2. Задачи Программы

Россия после четырехлетнего периода экономического роста в состоянии ставить перед собой масштабные задачи и рассчитывать на их решение. Ускорение темпов роста может стать задачей, способной сплотить государство, бизнес и общество.

Активизация источников роста и повышения конкурентоспособности страны предполагает реализацию "сценария ускоренной диверсификации" российской экономики. Основным направлением, обеспечивающим ускоренный рост экономики и диверсификацию, является опережающее развитие перерабатывающих секторов (в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг, а также повышение степени переработки сырья.

Главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономического роста является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, для чего необходимо:

Обозначенные меры можно назвать "горизонтальными", то есть создающими экономические стимулы для развития всех секторов экономики. Их реализация может дать значительный импульс развитию новых секторов. При этом в целях ускорения процессов диверсификации одновременно с общим улучшением делового климата необходимо осуществить комплекс "вертикальных" мер, включая:

При этом "вертикальные" меры не предполагают прямой государственной поддержки конкретных секторов и отраслей. Целью таких мер является стимулирование тех видов деятельности, которые объективно способствуют диверсификации экономики.

Для этого будут применяться различные инструменты, включая налоговые и таможенно-тарифные меры, а также механизмы поддержки экспорта.

Правительство Российской Федерации предполагает концентрировать усилия на следующих шести приоритетных направлениях:

  1. Приведение институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса.

Для комфортного ведения бизнеса, доступности трудовых, финансовых, энергетических, коммуникационных ресурсов необходимо наличие институциональных условий (стандартного набора рыночных институтов, конкурентных товарных и финансовых рынков, гарантий права собственности), а также эффективной производственной и финансовой инфраструктуры.

Для формирования ликвидных товарных и финансовых рынков необходимо развитие конкуренции, что будет способствовать рациональному распределению ресурсов по секторам экономики.

Развитие конкурентной среды на рынках позволит повысить их доступность для малого бизнеса. Малый бизнес играет ключевую роль не только в решении проблем занятости, формирования "среднего класса", но и в осуществлении диверсификации экономики. Крупный бизнес изначально имеет ряд преимуществ по сравнению с малым, наиболее важными из которых являются доступность финансовых и производственных ресурсов и государственных заказов. Поэтому для развития малого бизнеса необходимы дополнительные меры, которые могли бы нивелировать это неравенство, - особые режимы налогообложения, упрощенный учет, доступ к финансовым и иным ресурсам, инфраструктуре.

Рост внешнего долга частного сектора свидетельствует о том, что российская финансовая система нуждается в дальнейшем развитии для обеспечения интересов растущей экономики. Необходима интеграция разрозненных финансовых рынков, расширение спектра финансовых инструментов, развитие системы институциональных инвесторов, способных осуществлять долгосрочные вложения.

Принятие предпринимателями решений, нацеленных на развитие бизнеса, в значительной мере зависит от условий их доступа к продукции и услугам естественных монополий. Для этого государство должно определить:

  1. Реализация административной реформы, создание эффективной системы государственного управления.

Основная цель административной реформы - повышение эффективности, качества и прозрачности работы государственного аппарата.

В распоряжении государства все еще остается значительный объем материальных активов (государственные унитарные предприятия, акционерные общества с государственным участием, государственные учреждения), которые должны быть либо приватизированы, либо реструктурированы. При этом управление указанными активами должно осуществляться более эффективно. Необходимо упростить процедуры преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, а также установить четкие и понятные для хозяйствующих субъектов критерии и порядок передачи государственных активов в частное управление.

Целями проведения военной реформы являются существенное перевооружение и модернизация Вооруженных Сил, внедрение контрактных принципов их комплектования. Сокращение продолжительности службы по призыву потребует совершенствования законодательства в данной сфере.

  1. Повышение открытости экономики.

Открытость экономики способствует повышению конкуренции, созданию стимулов для снижения издержек, расширению доступа российских товаров на внешние рынки, уменьшению барьеров на пути капитала. Необходимы либерализация валютного регулирования, снятие избыточных государственных ограничений внешней торговли и валютных операций.

  1. Инновационное развитие отраслей промышленности.

При общем улучшении делового климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала следует создать условия для повышения привлекательности перерабатывающих секторов и сферы услуг.

Приоритетное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью требует повышения роли науки в экономическом развитии. Реформа сферы науки должна быть нацелена на усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок, а также повышение их вклада в экономический рост при сохранении государственной поддержки фундаментальной науки.

  1. Формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития "человеческого капитала".

В целях повышения качества и доступности для потребителей социальных услуг, улучшения ситуации на рынке труда в рамках реформирования отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура) необходимо внедрение механизмов финансирования соответственно объему и качеству оказываемых услуг с существенным ограничением объемов бюджетного финансирования государственных учреждений по смете. Указанные механизмы включают подушевое финансирование получения гражданами общего и профессионального образования, страховые механизмы финансирования медицинской помощи, поэтапный переход от финансирования содержания организаций культуры по смете к финансированию основной их деятельности по договору (предоставление населению услуг в сфере культуры).

  1. Обеспечение благоприятных макроэкономических условий развития.

Важнейшим условием формирования благоприятного делового климата служит взвешенная макроэкономическая политика, основными характеристиками которой являются предсказуемость, адаптивность к внешним изменениям, прозрачность.

Приоритетные задачи ближайших трех лет - снижение налогового бремени с соответствующей оптимизацией государственных расходов, снижение инфляции и процентных ставок, сокращение вмешательства государства в экономику и социальную сферу.

Совокупные потребности финансирования основных государственных функций, а также реформ, предусмотренных настоящей Программой, не превысят существующий уровень расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в реальном выражении при условии кардинального повышения эффективности расходов, устранения нерациональных государственных обязательств, изменения механизмов финансирования бюджетной сферы. Существенную экономию бюджетных средств можно получить за счет повышения эффективности расходов для государственных нужд.

Снижение налогового бремени необходимо осуществлять в увязке с перераспределением доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, реформой региональных финансов.

Для создания эффективно работающей экономической системы, способной к саморазвитию, необходимо обеспечить комплексность и высокие темпы реформ. Затягивание отдельных реформ, отсрочки в принятии важнейших законов приводят к тому, что уже принятые законы оказываются неработоспособными. Это резко снижает эффективность преобразований.

Обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста предполагает создание эффективного механизма перераспределения ресурсов между экспортно-сырьевым и перерабатывающим секторами экономики с целью ускоренного развития потенциально конкурентоспособных производств и интенсификации ресурсосбережения. Такой механизм должен органично дополнять комплекс общих мер по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата.

Государство будет обеспечивать долгосрочную стабильность и предсказуемость условий экономического развития для всех субъектов экономики. Основными инструментами, задающими бизнесу необходимые ориентиры, являются Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, Государственная программа вооружений, программы реформирования естественных монополий, прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, федеральная адресная инвестиционная программа, среднесрочные финансовые планы. Факторами укрепления стабильности являются переход к среднесрочному бюджетному планированию и политика государства в области развития производственной инфраструктуры.

Для решения задач, предусмотренных данной Программой, необходимо:

2. Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития

Важнейшим условием развития рыночной экономики является обеспечение конкуренции, которая способствует наиболее эффективному распределению ресурсов. На сегодняшний день одним из институциональных ограничений развития является недостаточная эффективность принимаемых государственными органами мер, направленных на развитие конкуренции.

Серьезными препятствиями для привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) остаются недостаточная развитость финансовых рынков, несовершенство корпоративного управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего в отношении финансов и структуры собственности). Слабость банковской системы, рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования экономики в условиях мировой конкуренции.

Развитие экономики России ограничивается недостаточными гарантиями права собственности. Требуется совершенствование основополагающих нормативных документов в данной сфере.

Единство экономического пространства страны, доступ российских товаров на внешние рынки, внедрение российскими производителями передовых технологий невозможны без развитой транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Прогресс в развитии транспортной системы и связи необходим для достижения конкурентоспособности российской экономики.

Серьезно ограничивает развитие экономики неэффективность функционирования естественных монополий: искажаются ценовые пропорции, расточительно расходуются ресурсы внутри самих монополий.

Энергоэффективная модель развития предполагает создание экономических стимулов для модернизации оборудования и технологий в целях экономии энергоресурсов. Там, где возможно, предстоит перейти к рыночному механизму формирования цен с элементами государственного регулирования на переходном этапе и усилением адресной социальной защиты семей с низкими доходами.

Жилищно-коммунальное хозяйство в нынешнем состоянии не способно предоставлять населению качественные и доступные услуги, что в значительной степени обусловлено отсутствием у предприятий ЖКХ стимулов снижать издержки и повышать качество услуг. Создание экономических условий для привлечения в сектор ЖКХ частных предприятий способно значительно повысить эффективность коммунального хозяйства.

Устранение обозначенных институциональных и инфраструктурных ограничений развития активизирует межотраслевой переток капитала, создаст предпосылки для роста доходов населения и повышения качества жизни, развития высокотехнологичных производств и сферы услуг.

2.1. Развитие конкуренции в Российской Федерации

Основная цель - создание среды для равной добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов.

Для решения задачи по развитию конкуренции необходимо:

2.2. Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества

Доступность долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов - важнейшее условие модернизации и диверсификации экономики. В настоящее время российская финансовая система в значительной мере удовлетворяет потребность экономики в краткосрочных инвестиционных и кредитных ресурсах, но пока не способна предоставлять в достаточной мере долгосрочные ресурсы.

Эту проблему можно решить путем развития банковского сектора, повышения его капитализации, развития рынка долговых ценных бумаг, создания благоприятных условий для деятельности институциональных инвесторов (инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний), рынка ипотечных услуг, для лизинга, а также организованных рынков товаров и производных финансовых инструментов.

Потребность экономики в банковских услугах, несмотря на достигнутый прогресс, в полной мере не удовлетворяется, что обусловлено как недостатками в деятельности самих банков (качество систем управления и внутреннего контроля, капитала, учета и отчетности), так и внешними условиями развития банковского сектора, прежде всего сохраняющимся высоким уровнем рисков банковской деятельности, недостатками ее правового обеспечения и значительными издержками.

Основной задачей на ближайшую перспективу является создание условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования банковского сектора, укрепление его роли в экономике. Важными условиями решения этой задачи служат снижение рисков банковской деятельности, стоимости банковских услуг, увеличение сроков и снижение стоимости привлекаемых банками ресурсов, повышение качества капитала (собственных средств) и сокращение издержек кредитных организаций.

Приоритетными направлениями развития финансового рынка на среднесрочную перспективу являются:

2.2.1. Развитие институциональных инвесторов

В целях увеличения объема долгосрочного кредитования в экономике необходимо создать максимально благоприятные условия для деятельности институциональных инвесторов - инвестиционных фондов, в том числе индексных, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний и развивать инфраструктуру, обеспечивающую транспорентность, надежность и конкурентоспособность на финансовых рынках.

В целях создания для институциональных инвесторов режима налогового благоприятствования необходимы замена налога на операции с ценными бумагами государственной пошлиной за регистрацию выпусков ценных бумаг и уточнение порядка, условий и размеров налоговых вычетов при продаже ценных бумаг.

Налоговое стимулирование рынка долгосрочных инвестиций должно дополняться комплексом иных законодательных и административных мер, направленных на его укрепление, включая:

Унификация принципов функционирования институтов коллективных инвестиций - инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, в частности, введение требования о профессиональном управлении активами этих институтов управляющими компаниями, о контроле над распоряжением их активами специализированными депозитариями, введение ограничений на инвестирование активов этих институтов, в частности, в ценные бумаги их аффилированных лиц и аффилированных лиц управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также введение единых стандартов раскрытия информации о функционировании институтов коллективных инвестиций.

2.2.2. Реформирование банковской системы

Повышение функциональной роли банковского сектора в экономике при обеспечении его надежности является неотложной задачей Правительства Российской Федерации. В соответствии со среднесрочной стратегией развития банковского сектора Российской Федерации в этих целях необходимы:

2.2.3. Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов

Основной целью деятельности Правительства Российской Федерации по развитию фондового рынка является повышение роли рынка в привлечении инвестиций и перераспределении капитала в российской экономике.

В этих целях требуется принятие следующих мер:

2.2.4. Развитие рынка страховых услуг

Главная цель экономической политики в сфере страхования - формирование российской системы страхования, способной выполнять следующие социально-экономические функции:

Основными задачами Правительства Российской Федерации по формированию эффективной системы страхования являются:

Приоритетным направлением обязательного страхования должна стать сфера страхования гражданской ответственности. Базовые принципы такого страхования включают в себя:

Основные мероприятия по развитию страхового рынка включают в себя:

Правительство Российской Федерации будет создавать стимулы для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование, и принимать меры по усилению пруденциального надзора за компаниями, специализирующимися на операциях долгосрочного страхования, вводить более жесткие требования к их финансовой устойчивости и ужесточать санкции в отношении компаний, нарушающих обязательные требования.

2.3. Развитие инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости

Создание в России полноценного рынка недвижимости с соответствующей инфраструктурой и адекватно функционирующей системой регулирования - одна из важнейших задач, непосредственно влияющих на предпринимательский климат в стране и инвестиционную активность. В 2001-2002 годах была заложена правовая основа развития рынка недвижимости - приняты Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В России появилось полноценное право частной собственности на землю. Разрабатываются принципы территориального зонирования и разрешенного использования земель.

В 2003-2005 годах требуется решить ряд задач, связанных прежде всего с необходимостью совершенствования правовой базы рынка недвижимости, повышения эффективности государственного регулирования в этой сфере, устранения избыточного административного вмешательства в функционирование рынка.

В сфере совершенствования нормативно-правовой базы земельной реформы необходимо принятие следующих мер:

В сфере совершенствования государственного регулирования рынка недвижимости необходимо принятие следующих мер:

2.4. Развитие транспортной инфраструктуры

Развитие экономики и ее диверсификация выдвигают новые требования к качеству и структуре транспортной сети.

Реализуя положения федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", Правительство Российской Федерации будет уделять в 2003-2005 годах особое внимание сбалансированному развитию транспортного комплекса, играющего ключевую роль в снижении издержек в экономике, а также в обеспечении единства экономического пространства и дальнейшей интеграции России в мировую экономику.

Основными задачами развития транспортной инфраструктуры на 2003-2005 годы являются:

В целях реализации данных задач необходимо обеспечить:

2.5. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры

Главной задачей государственной политики на среднесрочную перспективу в сфере развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и рынка услуг связи является обеспечение доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам хозяйствующих субъектов, органов государственного и муниципального управления и широких слоев населения, формирование конкурентной среды.

Для решения этой задачи требуется реализация следующих мер:

2.6. Реформирование естественных монополий

В ближайшие три года необходимо реализовать основные реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли.

В настоящее время монополии, не подверженные конкуренции и рыночным ограничениям в части спроса, нацелены исключительно на рост издержек и цен, их растущие потребности в долгосрочном инвестиционном финансировании покрываются в основном за счет увеличения тарифной нагрузки на потребителей.

2.6.1. Реформирование электроэнергетики

Основной целью государственной политики в области реформирования электроэнергетики Российской Федерации является ресурсное и инфраструктурное обеспечение стабильного развития экономики с одновременным повышением эффективности отрасли.

Основными задачами реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются:

Для достижения основных целей структурных реформ и выполнения задач в отрасли должны быть осуществлены следующие мероприятия:

2.6.2. Реформирование железнодорожного транспорта

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте являются:

В 2003-2005 годах должны быть завершены мероприятия первого и второго этапов реформы.

На первом этапе необходимо:

В рамках второго этапа реформирования железнодорожного транспорта требуется:

2.6.3. Развитие газовой отрасли

Целью политики, проводимой Правительством Российской Федерации в газовой отрасли, будет являться эффективное решение задач обеспечения потребностей экономики и населения страны в природном газе и исполнения обязательств по поставкам газа на экспорт.

Политика в области развития газовой отрасли будет базироваться на следующих основных принципах:

В целях развития рыночных отношений в газовой отрасли будет принята концепция, определяющая содержание и последовательность принятия мер по развитию рынка газа.

2.7. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

Основными целями развития жилищно-коммунального хозяйства в предстоящий период являются улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности их предоставления и обеспечение доступности этих услуг для населения.

Достичь указанных целей предполагается за счет реализации новой экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса, предполагающей создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие предприятий отрасли при усилении адресной социальной защиты населения.

В рамках преобразований в жилищно-коммунальной сфере предполагается:

2.8. Развитие малого бизнеса

Задачами государственной политики на среднесрочную перспективу в сфере развития малого предпринимательства являются:

Для реализации поставленных задач необходимо:

3. Реформа системы государственного управления и местного самоуправления

За предыдущее десятилетие масштабы государственного вмешательства в экономику заметно сократились. Значительная часть производственных компаний, предприятий сферы услуг теперь относится к частному сектору экономики. В то же время государственное присутствие в экономике до сих пор остается слишком большим.

Экономическое развитие сдерживается недоверием бизнеса и общества к государству, его способностям гарантировать право собственности и устанавливать стабильные и предсказуемые правила рыночного поведения. Отношения государства и общества не прозрачны и обременены массой административных барьеров. Органы государственной власти и местного самоуправления не ориентированы на потребности экономики и общества. Административные процедуры определены нечетко, что позволяет чиновникам принимать решения на их усмотрение.

Система оплаты труда государственных служащих не играет стимулирующую роль. Размер заработной платы на государственной службе не соответствует уровню оплаты труда, сложившемуся на рынке труда для работников соответствующей квалификации.

При этом государство осуществляет избыточное регулирование экономики, остается крупным собственником, акционером многих коммерческих предприятий, учредителем государственных унитарных предприятий и учреждений, деятельность которых напрямую не связана с исполнением государственных функций. Не решена проблема четкого функционирования системы правоприменения в сфере экономического законодательства (которая включает прежде всего судебную систему и органы правопорядка).

В совокупности эти факторы оказывают сильное давление на экономику, подрывают принципы рыночной конкуренции, заметно снижают эффективность функционирования производственной инфраструктуры, негативно влияют на инвестиционный и предпринимательский климат.

В среднесрочной перспективе предстоит активизировать решение задачи снижения государственного вмешательства в экономику, в том числе сократить административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, приватизировать предприятия, не связанные с исполнением государством его функций, повысить эффективность управления государственной собственностью, провести судебную реформу в увязке с реформой органов правопорядка.

Необходимо совершенствовать взаимодействие различных уровней власти - федеральной, региональной и муниципальной. Важной задачей в сфере развития федеративных отношений на этот период является формирование механизмов разграничения полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих целях требуется корректировка проводимой региональной социально-экономической политики с определением роли регионов в разработке экономической политики, а также ускорение тесно связанных между собой реформ межбюджетных отношений и местного самоуправления.

Особое значение должно быть уделено проведению военной реформы.

3.1. Проведение административной реформы

Важнейшим элементом модернизации системы государственного управления является реформирование органов исполнительной власти. Изменения в экономической системе, произошедшие в России за последнее десятилетие, привели к трансформации, разрушению старых и созданию новых экономических институтов. В то же время принципы принятия решений, механизмы и структура органов исполнительной власти не претерпели значительных изменений.

В среднесрочной перспективе предстоит осуществить основные мероприятия административной реформы, для чего необходимы:

3.2. Оптимизация форм государственного регулирования экономики

Главной целью политики в сфере дебюрократизации является устранение излишнего административного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, негативно влияющего на предпринимательский климат.

Основными задачами в этой сфере в 2003-2005 годах являются:

Для реализации этих задач необходимо:

3.3. Экономические аспекты военной реформы

Основными задачами военной реформы с учетом ее социально-экономических последствий являются:

Для решения этих задач необходимо принятие следующих мер:

3.4. Управление государственной собственностью

Несмотря на существенное сокращение государственной собственности, государственный сектор экономики остается слишком большим, что затрудняет эффективное управление им.

Основными задачами Правительства Российской Федерации в этой сфере на 2003-2005 годы являются:

Для выполнения первой задачи необходимы:

Для выполнения второй задачи необходимо принятие следующих мер:

Для реализации третьей задачи необходимы:

3.5. Реформирование системы природопользования и охраны окружающей среды

Предметом особого внимания государства является регулирование отношений в области использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды, которые представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизни и деятельности для нынешних и будущих поколений.

На сегодняшний день природные ресурсы используются недостаточно эффективно. Отсутствуют четкие условия доступа природопользователей к ресурсам. Интересы государства как собственника зачастую не защищены в полной мере, а пользователи природных ресурсов, в свою очередь, не имеют стимула для эффективного использования. При этом структура исчерпаемых природных ресурсов постоянно ухудшается, что требует более рационального природопользования.

Для решения указанных задач необходимо:

Указанные меры должны найти отражение в новых редакциях Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О недрах".

В области управления водным и лесным хозяйством следует:

Внедрение экологически обоснованных технологий в промышленности способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики, создавая дополнительное преимущество при выходе на мировой рынок. Высокие стандарты экологической комфортности среды обитания должны стать необходимым элементом социального стандарта.

В целях повышения эффективности управления охраной окружающей среды необходимо реализовать следующие основные меры:

3.6. Региональная социально-экономическая политика

Основными целями региональной политики на предстоящий период являются:

Региональная политика предполагает решение следующих задач:

Для достижения этих целей необходимо:

Важнейшим направлением государственной территориальной политики остается развитие Крайнего Севера, для чего необходим пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий с целью усиления адресности поддержки населения.

Для освоения Арктики необходима также разработка комплекса мер государственной поддержки.

3.7. Реформа межбюджетных отношений

Основными целями реформирования межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу являются:

В 2003-2005 годах будут реализованы следующие меры:

3.8. Развитие местного самоуправления

Целью совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления является повышение эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Ключевыми задачами в этой сфере являются:

Для решения указанных задач необходимо:

4. Повышение открытости экономики

Открытость российской экономики является одним из факторов ускорения структурных преобразований и экономического роста. Необходимы устранение избыточного валютного регулирования и контроля, снятие ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, упрощение таможенного администрирования, гармонизация российских стандартов и процедур технического регулирования с международными, транспарентное и недискриминационное применение внешнеэкономического законодательства, снижение, а где это возможно - устранение нетарифных барьеров для внешнеэкономической деятельности. Меры защиты внутреннего рынка должны применяться в тех случаях, когда импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отечественному производству, временно и в том объеме, который необходим для устранения или недопущения ущерба.

Формируя открытую экономику, Россия вправе рассчитывать на аналогичные шаги со стороны своих торговых партнеров. Необходимо активно использовать все инструменты национальной торговой политики для обеспечения благоприятных и недискриминационных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

4.1. Присоединение к международным торгово-экономическим организациям

Одной из важнейших задач является завершение переговоров о присоединении к Всемирной торговой организации. Россия может стать полноправным членом Всемирной торговой организации, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, уровня субсидирования сельского хозяйства, доступа на рынок услуг, а также в сфере законодательства и практики его применения. Одновременно она получит право на участие в переговорах по улучшению условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, а также на участие в процедурах разрешения торговых споров.

Необходимо завершить в 2003 году работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Это касается государственного регулирования внешнеторговой деятельности, системы стандартизации и подтверждения соответствия, таможенного дела, законодательства в сфере интеллектуальной собственности, защиты внутреннего рынка, ряда других сфер.

Другим важнейшим направлением международной интеграции России является вступление в качестве полноправного члена в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Важной задачей Российской Федерации является не только отстаивание национальных интересов в рамках международных торгово-экономических организаций, но и активное участие в выработке политики этих организаций на перспективу.

4.2. Защита внутреннего рынка и модернизация тарифной системы

Главной целью в сфере защиты внутреннего рынка является сохранение конкурентной среды и обеспечение развития наиболее чувствительных (с точки зрения подверженности влиянию внешнеэкономических факторов) секторов российской экономики.

В связи с этим необходимо:

Главной целью модернизации тарифной системы служит обеспечение ее соответствия задачам перспективного развития отраслей и секторов экономики страны, переход от преимущественно фискальной функции к выполнению роли регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и защиты отдельных сфер.

В этих целях необходимы:

4.3. Поддержка экспорта

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

В 2003-2005 годах в целях содействия экспорту необходимо реализовать следующие мероприятия:

4.4. Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики

Важным элементом внешнеэкономической политики в предстоящий период будет формирование международных региональных приоритетов:

5. Реализация конкурентного потенциала российской экономики

России важно развивать производства, реализующие ее конкурентный потенциал и конкурентные преимущества.

К секторам, которые должны обеспечить конкурентные преимущества, относятся наука, сфера формирования и распространения инноваций, сектор информационно-коммуникационных технологий, высокотехнологичные сектора экономики и сектор агропромышленного комплекса. Важное место будет отводиться инновационному наполнению экономического роста всех секторов экономики, при этом особое внимание будет уделяться развитию науки (фундаментальной и прикладной), а также инфраструктуры инноваций.

Оборонно-промышленный комплекс - наиболее наукоемкий сектор экономики, в рамках которого традиционно идет апробация перспективных технологий и научных разработок. Повышение эффективности его функционирования способно в значительной степени стимулировать инновационную активность в гражданских секторах как за счет использования технологий двойного назначения, так и за счет увеличения заказов на продукцию гражданских секторов экономики со стороны оборонно-промышленного комплекса. Развитие оборонно-промышленного комплекса, таким образом, прямо способствует диверсификации структуры экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Агропромышленный комплекс способен существенно повысить эффективность использования значительной части возобновляемых природных ресурсов, задействовать в полной мере естественные преимущества России в этой сфере (в том числе значительные площади сельскохозяйственных угодий), что положительно скажется как на качестве продовольственного обеспечения внутри государства, так и на диверсификации структуры сельскохозяйственного экспорта.

В 2003-2005 годах предстоит реализовать мероприятия по развитию ряда отраслей промышленности. Реализация отраслевой политики будет направлена прежде всего на оптимизацию системы государственного регулирования этих секторов.

5.1. Политика в области развития науки и стимулирования инноваций

Главной задачей государственной политики в области науки и инноваций является эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.

В этой сфере будут реализовываться следующие меры:

Главными целями государственной политики в сфере промышленности в среднесрочной перспективе являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение эффективности. Основные меры в этой сфере будут направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, решение проблем, связанных с высокой степенью морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в промышленности, в том числе путем:

5.2. Развитие информационно-коммуникационных технологий

Важнейшим фактором развития является широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее именуется - ИКТ). ИКТ существенно повышают эффективность экономической деятельности как на уровне корпоративного управления, так и на уровне рыночных взаимодействий, снижая трансакционные издержки и открывая новые информационные возможности. Развитие рынка ИКТ будет осуществляться в основном через формирование эффективного правового режима в сфере регулирования сектора ИКТ, модернизацию системы профессиональной подготовки кадров, поддержку экспорта, а также путем реализации политики государственных закупок программных и системных продуктов и ИКТ-услуг.

В целях развития рынка ИКТ необходимо принятие следующих мер:

5.3. Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса

В среднесрочный период в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу должны быть решены задачи по реформированию оборонно-промышленного комплекса с целью обеспечения потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в современных системах, комплексах и образцах вооружения, военной и специальной техники с учетом социально-экономических условий.

Основными задачами в 2003-2005 годах являются:

Создание новой организационно-технологической структуры оборонно-промышленного комплекса в процессе его реформирования, повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реформу оборонно-промышленного комплекса, потребуют разработки и реализации следующих мер:

5.4. Агропродовольственная политика

Аграрный сектор остается одним из приоритетов социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.

Основными целями агропродовольственной политики являются:

Для реализации данных целей необходимо принятие следующих мер:

6. Повышение эффективности социальной политики

Обеспечение конкурентоспособности страны и высоких темпов экономического роста требуют значительного повышения эффективности социальной политики, формирования развитого рынка социальных услуг, улучшения качества жизни. Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, улучшением демографической ситуации, социальная политика должна обеспечить формирование факторов, влияющих на рост российской экономики. Эта задача реализуется путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.

Особое внимание будет уделено:

Решение этих задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы отраслей социальной сферы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан - потребителей социальных услуг.

В частности, необходимо расширить применение методов финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем" (подушевое финансирование, страховые механизмы, государственный социальный заказ).

Одновременно с изменением системы финансирования учреждений социальной сферы необходимо расширить их хозяйственную самостоятельность, повысить ответственность перед потребителем за предоставляемые услуги, осуществить переход к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг.

В среднесрочной перспективе необходимо законодательно оформить новые организационные формы организаций социальной сферы внутри государственного и муниципального секторов экономики, которые позволят улучшить качество предоставляемых населению социальных услуг, повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств.

Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует также принятия мер, направленных на реализацию Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, основанной на следующих принципах:

6.1. Реформирование здравоохранения

Целью государственной политики на период до 2005 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи.

В этих целях необходимы:

6.2. Модернизация образования

Одним из главных приоритетов социально-экономической политики является общедоступное и бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.

Основными задачами государственной политики в сфере образования (как профессионального, так и общего) служат повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию. Существенное развитие должна получить деятельность общеобразовательной и профессиональной школы по реализации требований социализации и развития личности.

Основные усилия по реализации эффективной социальной политики в области общего образования должны быть направлены на:

6.3. Трудовые отношения, занятость и миграция населения

Нормально функционирующий, цивилизованный рынок труда является необходимым условием для экономического развития.

Для его создания в среднесрочной перспективе необходимы:

6.4. Социальная поддержка населения

Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

Для реализации этих целей необходимы:

Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует принятия мер, направленных на формирование государственной стратегии демографической политики России на период до 2005 года.

Приоритетами в данной области должны стать:

Для реализации этих приоритетов в среднесрочной перспективе необходимы:

6.5. Государственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование

Главными задачами на предстоящий период являются последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы.

В этих целях необходимы следующие меры:

6.6. Политика в сфере культуры

На период до 2005 года главными задачами в сфере культуры будут являться сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам в сфере культуры для всех слоев населения. В этих целях необходимы:

6.7. Развитие физической культуры и спорта высших достижений

Основной задачей является создание условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий и групп населения, позволяющих улучшить здоровье населения, изменить неблагоприятные демографические тенденции, снизить нагрузку на медицинские учреждения. Развитие физической культуры и спорта в данном контексте выступает наряду со здравоохранением как важный фактор формирования "человеческого капитала". Другой задачей является подготовка спортивного резерва и обеспечение достойного выступления сборных команд Российской Федерации, в первую очередь по олимпийским видам спорта, на главных международных соревнованиях.

В этих целях необходимо:

7. Макроэкономические условия проведения реформ

Макроэкономические условия проведения реформ определяются прежде всего кредитно-денежной, налогово-бюджетной политикой, а также ценовой (тарифной) политикой в сфере естественных монополий.

Важнейшим элементом, создающим предпосылки для продолжения институциональных реформ, является проведение стабильной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной валюты, сокращение инфляции при одновременном создании благоприятных условий для осуществления инвестиций в российскую экономику, успешного функционирования отечественных предприятий.

Налоговая реформа и бюджетная сбалансированность - одни из ключевых элементов экономической политики, направленной на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста.

Сложившаяся налоговая система в целом выполняет свою главную функцию обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами, но в то же время не способствует в достаточной мере диверсификации экономики.

Благоприятный налоговый режим не может полностью нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.

Ускорение темпов экономического роста в России требует дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства. В условиях подъема экономики и увеличения поступлений в консолидированный бюджет темпы увеличения непроцентных бюджетных расходов не должны превышать темпы экономического роста.

Необходимо проведение бюджетной реформы, обеспечивающей оптимизацию государственных обязательств, повышение результативности и эффективности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Требуется обеспечить устойчивость бюджетной системы в условиях высокой зависимости от внешнеэкономических факторов, а также прозрачность процедур планирования, осуществления и оценки результатов бюджетных расходов.

Одним из важнейших условий развития предпринимательства является предсказуемость политики государства по регулированию цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которая должна быть ориентирована на снижение энергоемкости экономики, привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли на принципах конкуренции, недопущение необоснованного роста издержек.

7.1. Денежно-кредитная политика

Главной целью денежно-кредитной политики в ближайшие три года является снижение инфляции без ущерба для устойчивости экономического роста.

Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 15 процентов в 2002 году до 5,5-7,5 процента в 2006 году.

Снижение инфляции должно быть обеспечено не только мерами денежно-кредитной политики, но и мерами государственного контроля за проводимыми структурными преобразованиями (в том числе тарифной политикой в сфере естественных монополий).

Динамика обменного курса рубля будет определяться как внешними условиями, так и политикой Банка России, направленной на то, чтобы в благоприятные для платежного баланса периоды темпы роста реального курса рубля не превышали роста производительности труда, а в случае временного ослабления платежного баланса не происходило значительной девальвации рубля.

Кроме того, необходимо принятие следующих мер:

7.2. Налоговая политика

Приоритетом налоговой политики в среднесрочной перспективе должна стать разработка законодательных норм, направленных на повышение инвестиционной и инновационной активности, опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, стимулирование экспорта несырьевых товаров, оптимизацию фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Необходимо повысить стимулирующую функцию налогов, снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость и средние ставки единого социального налога, а также сделать эффективным налоговое администрирование и одновременно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков.

Основные направления реформирования налоговой системы в среднесрочный период будут включать:

7.3. Бюджетная политика

Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

Преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам.

В этой связи приоритет при осуществлении государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

Политика в области государственного долга в среднесрочной перспективе будет базироваться на следующих принципах:

Для снижения зависимости экономики и федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры предусматривается создание в федеральном бюджете стабилизационного фонда за счет накопления дополнительных доходов бюджета, связанных с благоприятной мировой ситуацией на рынке нефти. Создание стабилизационного фонда позволит обеспечить выполнение государственных обязательств независимо от мировой конъюнктуры на товары сырьевого экспорта. Механизм формирования и расходования стабилизационного фонда будет определен в законодательном порядке .

7.4. Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий

Главной целью политики государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий является поддержание баланса между необходимостью стимулирования снижения энерго- и ресурсоемкости экономики, поддержанием конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках и уровнем жизни населения при обеспечении эффективного функционирования субъектов естественных монополий.

Необходимо сформировать механизм контроля за экономической обоснованностью затрат естественных монополий на основе анализа бюджетов субъектов естественных монополий (в том числе программ снижения издержек и инвестиционных программ).

Предельные уровни изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий должны утверждаться ежегодно, данный процесс необходимо синхронизировать с подготовкой федерального и региональных бюджетов.

Индексация цен (тарифов) не должна превышать темпов инфляции. Принимаемые с учетом этого принципа решения должны в течение года вступать в силу поэтапно на основе индексов потребительских цен за предшествующий период.

Пересмотр цен (тарифов) должен осуществляться одновременно с принятием мер по адресной социальной защите малоимущих слоев населения.

Особое значение имеет тарифная политика по ценам на газ.

Исходя из прогнозируемых объемов спроса на газ на внутреннем и внешнем рынках, необходимые объемы его добычи могут быть достигнуты при условии поэтапного роста цен на газ на внутрироссийском рынке. Заниженный уровень цен на газ сдерживает рост производства и предложения газа, ведет к искажению структуры топливного баланса, расточительному использованию газа, прежде всего в качестве топливного ресурса.

Учитывая, что основными потребителями газа являются электроэнергетика и жилищно-коммунальное хозяйство, повышение цен на газ должно обеспечивать возможность снижения инфляции.

8. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации Программы включают:

Оценка темпов экономического роста в результате осуществления Программы основана на:

Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата - оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономике сохранится высокая норма валовых сбережений - 28-30 процентов валового внутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит норму валовых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта в 2002 году до 23 процентов в 2005 году. Это обеспечит опережающий рост инвестиций в основной капитал в размере не менее 8 процентов в год.

Инвестиционные ресурсы предприятий будут увеличиваться как за счет собственных средств в результате роста доходов от экономической деятельности и сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностей привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объем располагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении за 2003-2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, с учетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с 54,7 до 58,6 процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до 65,5 процента собственные средства, используемые на инвестиции, возрастут в 1,61-1,73 раза.

Примерно такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых за счет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, а развитие финансового сектора - эффективному использованию для инвестирования в них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.

В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастет за 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса роста цен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.

Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративного управления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в секторе услуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг в секторе государственного управления позволят обеспечить повышение производительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.

В результате темпы экономического роста составят 5-6 процентов в 2006 году и 15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (в зависимости от внешнеэкономических условий). Это позволит рассчитывать на ускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.

Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся по сравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальная заработная плата возрастет на 30-34 процента.

Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основе как воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.

Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.

Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25 процентов в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году.

Прогнозируемое повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг будет проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительских товаров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и в росте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импорта товаров инвестиционного назначения будет расти более высокими темпами.

Предусматриваемые Программой меры по стимулированию инновационной активности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости будут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичной продукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товаров возрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против 9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года).

Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивости экономического развития в целом.

Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленное сохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть, позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчит решение задач социально-экономического развития в последующие годы. В частности, соотношение государственного долга и валового внутреннего продукта уменьшится до 24-25 процентов к началу 2006 года, а платежи по обслуживанию снижения долга не будут превышать с 2006 года 31 процента доходов федерального бюджета.

Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращения чистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизации импортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банка Российской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячного импорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банк Российской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютном рынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции и недопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежного баланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет за три года примерно на 20-23 процента, оставаясь ниже показателей 1998 года. При этом паритет покупательной способности в 2005 году будет составлять около 40 процентов от значений номинального обменного курса.

Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественных монополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, а также накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году с последующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.

Этот процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности рублевых активов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться снижения реальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупность макроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделает возможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, что приведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов и позволит повысить устойчивость экономического роста.

Реализация Программы позволит запустить новый механизм устойчивого роста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ее структуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательности секторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочных инвестиционных вложений.

Мероприятия Программы по реформированию естественных монополий и сбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будут стимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов.

Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валового внутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевой структуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей и производств, около 30 процентов - за счет технологических направлений энергосбережения, а 20 процентов - благодаря организационно-техническим мероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходования энергоресурсов.

Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификации российской экономики и ухода от сырьевой специализации. Производство первичных энергоресурсов в 2005 году возрастет до 1575-1625 млн. т в условном эквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 раза ниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производства электроэнергии составит за тот же период всего 6-8 процентов.

В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей. Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производстве составляла 50,4 процента, а обрабатывающих - 49,6 процента, то в 2005 году это соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процента соответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроении и металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатом опережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом, увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения на рынках товаров длительного пользования для населения.

Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валового внутреннего продукта, прежде всего за счет развития малого предпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма, профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышения конкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспорта и связи).

Основные показатели прогноза социально-экономического развития России

  2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2008 год
Инфляция (прирост), в % к декабрю предыдущего года 20,2 18,6 15,1 10-12 8-10 6,5-8,5 5-7
ВВП (прирост), в % к предыдущему году 10,0 5 4,3 5,9 3,8-5,2 4,8-4,9 5-6,5
Структура производства ВВП, %:
Производство товаров 40,2 38,3 36,5 35,7 35,4 35,1 34,4
Производство услуг 49,2 51,0 54,0 53,4 53,8 54,1 54,8
Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году 11,9 4,9 3,7 5,9 3,6-4,7 4,0-5,2 4,6-5,7
Структура промышленного производства, %:
Доля добывающих отраслей 50,4 48,1 49,0 49,4 48,9 48,2 45,7
Доля обрабатывающих отраслей 49,6 51,9 51,0 50,6 51,1 51,8 54,3
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году 7,7 7,5 1,7 1,0 3,5-4,0 3,5-4,0 3,5-4,0
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к предыдущему году 17,4 8,7 2,6 9,3 6,6-8,0 8,2-9,2 8,2-9,5
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США 4,4 4,0 4,0 6,5 7,1-7,8 7,8-8,5 10-12
Экспорт товаров, млрд. долл. США 105,0 101,9 107,2 124,9 113,2-125 114,6-131,4 126-153
Структура экспорта, % :
Сырье и материалы 91,4 89,8 90,7 91,3 90,7 90,3 89,0
Машинотехническая продукция 8,6 10,2 9,3 8,7 9,3 9,7 11,0
Импорт товаров, млрд. долл. США 44,9 53,8 61,0 71,0 76,2-78,4 81,8-86,5 98-112
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (среднегодовой):
Общая 10,5 9,0 8,0 8,3 8,4-8,0 8,2-7,9 7,1-7,1
Официально зарегистрированная 1,5 1,5 1,7 2,2 2,5-2,4 2,4-2,2 2,0
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году 111,9 108,5 109,9 109,2 106,7-108,1 106,7-108,1 106,5-108,0
Расходы федерального бюджета, в % от ВВП 14,1 14,6 15,6 15,1 14,3 13,5 13,0
Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП 25,8 25,8 28,1 26,5 24,8 23,2 22,5

www.admmegion.ru