Приложение N2 к приказу Минэкономразвития РФ от 17 июня 2002 г. N170


Типовой макет программы экономического и социального развития
субъекта Российской Федерации

I. Общие положения
II. Основное содержание
III. Приложения к типовому макету программы экономического и социального развития субъекта РФ


I. Общие положения

Главное назначение типового макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (далее - типовой макет) - обеспечение методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на долгосрочный период (далее - региональные программы) разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендациями типового макета и включают паспорт программы согласно приложению 1 к типовому макету.

Основной целью региональной программы является решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации.

Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с пп."г" п.2 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005), распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст.2774).

Решение региональных проблем основывается на программно-целевом методе с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, а также основных положений федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации" на 2002-2010 годы и до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст.4100).


II. Основное содержание

1. Социально-экономическое положение и основные направления развития субъекта РФ
1.1. Социально-экономическое положение субъекта РФ
1.2. Основные проблемы социально-экономического развития субъекта РФ
1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения субъекта РФ
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
3. Система программных мероприятий
4. Механизм реализации программы
5. Ресурсное обеспечение программы
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации


1. Социально-экономическое положение и основные направления развития субъекта Российской Федерации

1.1. Социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации

Характеристика социально-экономического положения региона включает:

  1. Общую информацию о регионе с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.
  2. Анализ социально-экономического положения региона за предшествующий трехлетний период по следующим направлениям:

Анализ рекомендуется проводить с использованием таблиц 1.1-1.21 (приложение 9 к типовому макету). Для объективной оценки социально-экономического положения набор анализируемых показателей целесообразно расширить, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями регионов-соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерацией в целом.

1.2. Основные проблемы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

Анализ современного социально-экономического положения субъекта Российской Федерации целесообразно завершить количественной характеристикой основных проблем, решение которых и составит основное содержание программы.

Перечень и характеристику проблем рекомендуется отражать в форме таблицы 1.21, форма которой приведена в приложении 9 к настоящему типовому макету.

Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрегиональным связям с другими субъектами Российской Федерации. Для количественной характеристики основных проблем применяются оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.).

Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.

1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения субъекта Российской Федерации

В данной части рассматриваются все действующие формы и методы управления со стороны федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие субъекта и анализируется эффективность реализуемых мер исходя из оценки динамики социально-экономического развития региона.

По видам управления рассматриваются:

Кроме того, целесообразно осуществить оценку степени воздействия реформ, осуществляемых на федеральном уровне, на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Оценка действующих форм и методов управления может быть сопоставлена с характеристикой основных проблем, определенных в п.1.2.

В результате данной работы рекомендуется определить основные направления реформирования нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации.


2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Формируемые в данном разделе цели и задачи программы в целом определяются положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, другими программными и прогнозными документами Правительства Российской Федерации, положениями основных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Способ достижения результатов целесообразно основывать на модельном (экономико-математическом) программном эксперименте, который позволит оценить необходимую величину затрат, необходимых для достижения поставленных целей, а также вероятность получения заданного результата*.

Основные направления региональной программы могут быть ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

Для достижения указанных целей необходимо предусмотреть реализацию взаимосвязанных мероприятий:

Осуществление первых двух групп мероприятий, в конечном итоге может обеспечить:

Типовыми задачами для большинства программ могут быть:

  1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:
  1. Нормативно-правовые преобразования:
  1. Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:
  1. Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций:
  1. Реформирование промышленности для повышения ее диверсифицированности:
  1. Развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса (сельхозмашиностроение, производство оборудования для переработки, транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции и др.) и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.
  2. Развитие транспортной инфраструктуры как основного связующего звена в межрегиональных связях.
  3. Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
  4. Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:
  1. Развитие приграничных и межрегиональных связей регионов и их интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру.

Реализацию программы целесообразно осуществлять поэтапно, при этом этапы реализации программы определяются местными условиями региона, поставленными целями и задачами, характером выполнения мероприятий программы.


3. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических, других) мероприятий (таблицы 3.1-3.13 приложения 10 к типовому макету), выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом.

Все программные мероприятия рекомендуется сгруппировать в соответствие с целями программы, определенными на основе модельного (экономико-математического) программного эксперимента и направлены на развитие субъекта Российской Федерации.

Каждое мероприятие характеризуется:

К программным мероприятиям можно отнести деятельность, направленную на организацию финансовых институтов в экономике и социальной сфере, развитие рынка товаров и услуг и др. Эффективность их реализации следует оценивать по степени их влияния на процессы в экономике и социальной сфере.

Перечень программных мероприятий с содержанием и результатами их реализации приводится в приложении 3 "Программные мероприятия" к типовому макету. Показатели эффективности - в приложении 4 "Эффективность программных мероприятий" к типовому макету. Значения объемов и источников финансирования с разбивкой по годам реализации - в приложении 5 "Объемы и источники финансирования" к типовому макету.


4. Механизм реализации программы

В главе содержится описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы.

Целесообразно отметить базовый принцип, определяющий построение механизма реализации программы - принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации программы.

Выступая как субъект хозяйственных отношений, региональные органы управления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата региона. Деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по реализации программы заключается не в прямом участии в работе отдельных предприятий (что нарушает принцип равных конкурентных условий), а в создании благоприятных условий для их деятельности: свобода и доступность экономической инициативы; добросовестная конкуренция; снижение барьеров входа на товарные рынки.

Важно в рамках механизма реализации программы предусмотреть формирование инвестопроводящих систем субъекта Российской Федерации:

Другой составляющей механизма реализации программы является изменение нормативно-законодательной базы (приложение 6 к типовому макету). Рекомендуется принятие региональных законов об инвестиционной деятельности, концессионной деятельности, залоговом фонде, локальных зонах экономического благоприятствования и ряда других, направленных на создание благоприятного режима привлечения инвестиций.

В соответствии с поставленными целями программы возможно финансирование конкретных проектов за счет средств федерального бюджета в рамках перечня федеральных целевых программ, финансируемых с 2002 года, в том числе по программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2010 года)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст.4100).

Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации нормативно-правовых, институциональных преобразований субъекта Российской Федерации будут являться одним из критериев при рассмотрении вопроса о финансировании за счет средств федерального бюджета программных мероприятий на очередной финансовый год.


5. Ресурсное обеспечение программы

В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, финансовые механизмы (институты), направления и виды расходования средств (безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии, дотирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, страхование и др.), сроки их выделения.

Поскольку наиболее характерными для программного подхода являются расходы на капитальные вложения и НИОКР, для анализа программы рекомендуем представить конкретное соотношение капитальных вложений, НИОКР и прочих текущих расходов в соответствии с таблицей 5.1 (приложение 11 к типовому макету).

Распределение объема финансирование программных мероприятий по источникам и годам реализации программы представляется в виде таблицы 5.2 (приложение 11 к типовому макету).

В качестве финансовых источников могут быть:

Обязательными источниками финансирования из вышеперечисленных выступают средства регионального бюджета, а также внебюджетные источники.

Мероприятия программы, претендующие на финансируемые за счет средств федерального бюджета, отражаются в приложении 7 к типовому макету - "Мероприятия, предлагаемые для финансирования за счет средств федерального бюджета", форма которого аналогична форме приложения 5 к типовому макету "Объемы и источники финансирования".

Для анализа объемов и источников финансирования во временном и отраслевом разрезе необходимо предоставление программных мероприятий, сгруппированных по разделам программы в соответствии с графиком их выполнения (таблица 5.3, приложение 11 к типовому макету).

На первом этапе реализации программы следует сосредоточить основное внимание на финансировании мер преодоления кризисных явлений и институциональных преобразований. Предполагаем, что формированию инвестопроводящей системы субъекта Российской Федерации (залоговые и страховые фонды, страховые компании, консалтинговые и юридические фирмы, лизинговые, трастовые и перестраховочные компании и др.) может способствовать применение современных инвестиционных механизмов, обеспечивать ресурсами выполнение последующих программных мероприятий.


6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы

В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации программы, могут быть представлены качественные, а также количественные результаты ее выполнения.

В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения региона в результате реализации программных мероприятий рекомендуем использовать следующие показатели.

  1. Увеличение величины валового регионального продукта
  2. Увеличение числа созданных и количество сохраненных рабочих мест, в целом и в отраслевом разрезе
  3. Повышение инвестиционной привлекательности региона
  4. Увеличение количества малых и средних предприятий и их доле в ВРП
  5. Изменение показателя бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации в динамике
  6. Увеличение объема промышленного производства в отраслевом разрезе
  7. Увеличение бюджетной эффективности в целом и по уровням бюджетной системы.

Для этого могут быть использованы формы таблиц к главе 6 (приложение 12 к типовому макету).

Целесообразно оценить влияние реализуемых в рамках региональной программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в регионе.

Все проекты Программы могут содержать специальные экологические мероприятия, реализация которых способна удержать уровень антропогенного воздействия от развития промышленных производств в пределах допустимого.


7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Формы и методы управления реализацией региональной программы определяются государственным заказчиком программы.

Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик программы.

Рекомендуется предусмотреть механизм взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе и представителями соответствующих межрегиональных ассоциации экономического взаимодействия.

К основным функциям государственного заказчика программы могут быть отнесены:

Государственный заказчик вправе создать дирекцию из представителей органов государственной власти региона и исполнителей ведущих мероприятий программы. Дирекция программы может создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. Дирекция региональной программы действует на основании Положения о ней, утверждаемого государственным заказчиком программы.


*(1) В качестве рекомендательной предлагается модель, разработанная и используемая в Минэкономразвития России.


III. Приложения к типовому макету программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации

Приложение 1. Паспорт программы
Приложение 2. Система программных мероприятий
Приложение 3. Программные мероприятия
Приложение 4. Эффективность программных мероприятий
Приложение 5. Объемы и источники финансирования
Приложение 6. Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы субъекта РФ
Приложение 7. Мероприятия, предлагаемые для финансирования за счет средств
федерального бюджета

Приложение 8. Объем финансовых средств, поступивших из федерального бюджета в бюджет
субъекта РФ

Приложение 9. Таблицы к главе 1
Приложение 10. Таблицы к главе 3
Приложение 11. Таблицы к главе 5
Приложение 12. Таблицы к главе 6


www.admmegion.ru