Комитет архитектуры и градостроительства

 

Доклад о градостроительной политике
2005 год

 


Цели и задачи градостроительной деятельности в городе Мегион
  1. Основная цель градостроительной деятельности, включающей процесс планирования, проектирования, застройки и благоустройства территории г.Мегион - создание безопасной, здоровой, функциональной и пространственно сбалансированной среды обитания жителей города, эффективного развития производства при обеспечении охраны и улучшения окружающей среды
  2. Основными направлениями градостроительной деятельности являются:
  3. Главными задачами градостроительной деятельности в г.Мегион являются:
  4. Приоритетными направлениями градостроительной деятельности на период реализации генерального плана развития г.Мегион (10-15 лет) являются:
  5. Основными задачами градостроительной стратегии развития экономического комплекса города являются:
    • упорядочение и структуризация планировочной структуры промышленных территорий
    • проведение функционального зонирования промышленных территорий с целью выделения неперспективных, ликвидируемых, уплотняемых, интегральных зон общественно-промышленной застройки
    • разработка модели трансформации промышленных территорий города в соответствии с общей моделью развития планировочной структуры города, обеспечением условий для перемещения существующих и размещения новых предприятий при общем уменьшении и перераспределении площади, качественном изменении застройки и повышении интенсивности использования промышленных территорий, превращения их в комплексные экономические зоны города.

Объекты градостроительной деятельности
  1. Объектами градостроительной деятельности муниципального образования г.Мегион являются:
  2. Каждый объект градостроительной деятельности должен быть зарегистрирован в муниципальном градостроительном кадастре на основании утвержденной градостроительной документации. Права на здания и сооружения, а также земельные участки как на объекты недвижимости должны быть зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством.
  3. Любые акты и действия, связанные с изменением физического состояния или правового статуса объектов градостроительной деятельности, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при отсутствии регистрационных документов не имеют юридической силы.

Генеральный план города Мегион
совмещенный с проектом детальной планировки (корректировка) 1999 г.

Генеральный план г.Мегиона (корректировка) разработан на основании "Концепции и Техникоэкономического обоснования развития города", выполненного ОАО "Градъ" в 1994 году, а также Протокола совещания при Главе местного самоуправления города "О концепции развития города" от 19 мая 1997 г.

Проект выполнялся в соответствии с Заданием Заказчика - администрации города, Санитарным заданием СЭЧС, города и рекомендациями Экологической службы Нижневартовского узла. В основу корректировки Генерального плана положен подробный анализ градостроительной ситуации городской территории, современная социально - экономическая ситуация городской среды и населения, ресурсный потенциал и анализ землепользования, а также особое внимание уделено вопросам охраны окр. Среды.

В отличии от ТЭО и Концепции развития наблюдается спад численности населения, вызванный сокращением численности основной градообразующей отрасли - нефтяной.

Город сохранил свой статус и народно - хозяйственное значение в системе региона.

Основной принцип - сохранение планировочной структуры и функционального зонирования городской территории.


Анализ реализации генерального плана 1981 г.

Настоящий проект является корректировкой генерального плана, разработанного Тюменьгражданпроектом в 1981 г. и утвержденного решением Тюменского облисполкома от 30 марта 1982 г.

За прошедший период (1980-1990 гг.) город не достиг масштабов, намеченных генеральным планом.

В проекте 1981 г. был предусмотрен рост населения к 2000 г. до 45 000 человек. В 2000 году темпы прироста населения были достигнуты численностью 42 000 человек или 93 % от намеченной в проекте, на сегодняшний день численность населения г.Мегион составляет 45,9 тыс. человек, что по оценкам специалистов превышает расчетные показатели, которые предложены в корректировке Генерального плана с численностью населения 42 тыс. человек.

Темпы жилищного строительства отстали от проектных.

Общая площадь жилого фонда, по генеральному плану, должна составить к расчетному сроку 877 тыс. м2, фактически она составляет 703 тыс. м2, или 80% от проекта. Жилой фонд в многоэтажных капитальных домах должен был достигнуть 778 тыс. м2 общей площади, фактически - 559 тыс. м2, или 72 % от проекта. Замена неблагоустроенного жилья в деревянных домах благоустроенным жильем в капитальных домах осуществлялась в меньших, чем предусматривалось генпланом, масштабах.

Кроме того, генпланом предусматривалось к расчетному сроку полный снос временного жилья (балков) . что не удалось осуществить до настоящего времени.

Территориальное развитие города происходило в основном в соответствии с генеральным планом. Жилая территория поделена на кварталы. Капитальная часть застройки размещена в кварталах 1, 3, 6, 11, 13, 15. Частично застроены капитальными домами кварталы 4, 5. 8, 9, 11, 12, 14. Остальная застройка представлена 1-2х этажными домами различной степени износа, имеются территории, занятые временным жильем (балками).

Анализ реализации генерального плана 1981 года дает следующую картину (дана нумерация микрорайонов генплана 1981 года):


Планировочная структура города

Планировочная структура города подчинена направлению протоки Мега. Селитебная территория развивалась с сохранением параметров планировочных кварталов и сетки улиц. Селитебная застройка представляет собой довольно компактное образование, расположенное по обе стороны реки Сайма. Которая вместе с улицей Заречной, делит город на четыре района - Северо - Восточный, Юго - Восточный. Южный, Северо - Западный.

Северо-Восточный район расположен на въезде в город, через него проходит общегородская магистраль - ул.Нефтяников.

Вся территория района застроена. Часть застройки представлена ветхими 2-х этажными домами.

В центре района, на ул.Нефтяников, сформировался общественный центр, который временно выполняет функции административного центра города.

Район характеризуется низким благоустройством большей части территории и малым количеством зеленых насаждений, частично благоустроены основные улицы (ул.Нефтяников, ул.Заречная, ул.Свободы).

Юго-Восточный район находится между рекой Саймой и протокой Мега и ограничен с юга общегородской магистралью - ул.Заречной (ул.Строителей).

Район застроен капитальными 5-9 этажными и ветхими 2-х этажными домами.

Общественный центр района, находящийся в стадии формирования, выходит на набережную Меги, часть которой озеленена. На берегу Меги расположен водозабор. Берег подвержен разрушению, подходы к реке ограничены.

Южный район ограничен ул. Заречной (ул.Строителей). Его застройка многообразна - кроме капитальных 5-9 этажных жилых домов имеются ветхие 2-х этажные жилые дома, индивидуальные дома с приусадебным и участками, временное жилье (балки). Жилая территория отделена от р.Сайма коммунальными территориями. Береговая полоса протоки Меги локально застроена гаражами, неблагоустроенна, и загрязнена.

Часть района. Застроенная временными балками подвержена. Затоплению 1% паводком.

Север -Западный район - самый перспективный с точки зрения нового жилищного строительства. Здесь расположена 5-9 этажная жилая застройка. Временное жилье. В западной части находятся индивидуальные гаражи.

Большая часть территории неблагоустроенна. Новое жилищное строительство возможно на территории вынесенной фермы.


Архитектурно - планировочные решения

Корректировка генерального плана основана на Технико - экономическом обосновании развития Мегиона (1994 г.) и предопределена некоторым снижением численности населения расчетному сроку и изменившимися социально - экономическими условиями.

Определена перспективная численность населения, определены объемы и места реконструкции жилой застройки, определены площадки под новое жилищное строительство и его объемы.

В соответствии с проектом, предусмотрено дальнейшее развитие планировочной структуры города.

Новое важное качество приобретает центр города, формирующийся около пересечения двух общегородских магистралей - ул. Нефтяников, ул. Заречная в границах улиц Губкина, Садовая, Ленина, Победы. Здесь сосредоточены преимущественно административные, общественные, деловые, культовые и культурные объекты.

Центральная улица города - Заречная, - связывает центр города с автовокзалом, бизнес - центром, промцентром с одной стороны, и через зеленую зону реки Сайма, с набережной протоки Мега - с другой стороны.

Композиционным стержнем городского плана становится главная улица города - ул.Нефтяников, на которой формируется ряд важных в градостроительном отношении узлов - центр Северо - Восточного жилого района на пересечении с ул. Свободы далее через центральное ядро города - районные центры в зоне новой высокоплотной застройки и на территории нового строительства.

Центры Южного и Юго-Восточного жилых районов формируются на пересечении улиц Победы и Свободы с улицей Ленина, которую планируются продолжить на северо-восток до автодороги на Нижневартовск, создав дублирующий въезд в город.

Городской спортивный центр и зону отдыха предполагается разместить в районе нового строительства, у оз.Согра, и связать эту территорию городским бульваром с центром города, разместить вдоль бульвара крупные объекты обслуживания.

Река Сайма остается одной из главных композиционных осей города, территория рядом с ней должна быть благоустроена и насыщена объектами обслуживания.

Проектом сохранена сложившаяся квартальная застройка. Определены районы реконструкции жилья в кварталах вокруг городского центра на территории ветхой и временной жилой застройки. В южном районе упорядочивается усадебная застройка с уплотнением и последующей идентичной заменой по истечению срока годности.

Определены районы нового жилищного строительства. Так как город ограничен промзонами и протокой Мега, развитие предусматривается в западном направлении на пойменных территориях.

Этажность застройки будет понижаться от сложившихся центральных районов к юго-западу, где на территории реконструкции предполагается разместить малоэтажную (2-3 этажа) застройку, и далее на запад, где на новых территориях размещается коттеджная застройка.

В проекте предусматривается осуществление ряда мероприятий, направленных на устранение недостатков современной организации территории города.

Основными из мероприятий являются:

Таким образом, Мегион проектируется в виде взаимоувязанной системы в основном сложившихся районов (Северо-Восточный, и Юго-Восточный), реконструируемых районов (Южный и С-З). и района нового строительства (Западный).

Развитие города на перспективу возможно за счет освоения новых пойменных территорий в западном направлении.


Жилые территории и жилая застройка

Проектом предусматривается реконструкция ветхого жилья и новое строительство.

При реконструкции жилья проектом применено два типа застройки - многоэтажные жилые дома и секционные 2-3-х эт. жилые дома с повышенным уровнем комфорта и маленьким придомовым участком, образующие небольшие жилые группы, сомасштабные человеку и удобные для проживания (малоэтажная высокоплотная застройка).

В микрорайонах 8, 9, 11, 14 существующая многоэтажная застройка дополняется 5-9 этажными жилыми домами., в том числе ранее запроектированными. Кроме того, в 7 микрорайоне деревянная застройка заменяется 5 этажными высококомфортными широко корпусными жилыми домами.

Предполагается, что жилой фонд в многоэтажных домах составит на расчетный срок 675,3 тыс.м2 при обеспеченности 23 м2 общей площади на человека, из них новое строительство 116, 3 тыс.м2 или 26,3% от всего нового строительства.


Введение Градостроительного Кодекса 190-ФЗ

В рамках введения новых законодательных актов администрация на основе Генерального плана города Мегион совмещенного с ПДП (Корректировка), проекта ТЭО развития города Мегион провела работу результатом которой была разработка проекта Правил землепользования и застройки города Мегион, на сегодняшний день отражающий в полном объеме намеренья властей участвовать в демократизации общества и развития экономики региона в целом.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N190-ФЗ, ст.1, п.8:

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.


Правила землепользования и застройки города Мегион 2005 г.

Правила землепользования и застройки устанавливают основы градостроительной политики на территории города Мегион и наряду с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа, города Мегион создают систему правового градостроительного регулирования и рационального использования городских территорий с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства города, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно - транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения и развития историко - культурного наследия.

Правилами закрепляется приоритетное право градостроительной деятельности при развитии города как основы для реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. При этом градостроительный подход к развитию территории города и регулированию земельных и имущественных отношений служит средством разрешения противоречий между потребностями отдельного индивидуума и городского сообщества в целом.

Методологическая предпосылка Правил позволяет при развитии различных форм собственности обеспечить равную защиту прав и интересов всех субъектов градостроительной деятельности, придать социальную ориентацию рыночной экономике и последовательно формировать целостное городское пространство.

Правила регламентируют отношения среди субъектов градостроительной деятельности в условиях построения демократического правового государства, децентрализации управления экономикой, развития форм городского самоуправления, определяют правовое поле для реализации и стимулирования местной градостроительной инициативы, являются местным источником права в области градостроительства.

Главная цель Правил - создание правовой основы, обеспечивающей последовательное формирование комплексной, рациональной системы управления процессами градостроительства и землеустройства, направленной на достижение социально-комфортной и экологически безопасной среды жизнедеятельности жителей города Мегион, сохранение культурных и природных ценностей города, градостроительное регулирование использования городских территорий, эффективное размещение объектов производства и инфраструктуры, повышение архитектурного своеобразия городской среды.

Основными задачами Правил являются конкретизация и адаптация законов Российской Федерации, законов Ханты-Мансийского автономного округа и нормативно-правовых актов федерального и окружного уровней; определение прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности; обеспечение открытости и доступности для граждан информации о градостроительной деятельности. В целях обеспечения целостности и последовательности в правовом регулировании отношений землепользования и застройки на территории города Мегион, удобства применения норм настоящих Правил во взаимосвязи с положениями федерального законодательства, в качестве приложения к настоящим Правилам указаны федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, регламентирующие вопросы градостроительства, технического учета и государственной регистрации объектов недвижимости, кадастрового учета земельных участков, оценки объектов недвижимости, а также отдельные выдержки из них. Исходя из разграничения нормотворческих полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления данные вопросы не могут регламентироваться правовыми актами органов местного самоуправления. Вместе с тем, исключение упоминания о данных вопросах не позволило бы наиболее полно и целостно раскрыть и реализовать цели и задачи настоящих Правил. В связи с чем, соответствующие федеральные нормативно-правовые акты и некоторые положения из них помещены в одном из приложений, не носящем прямого нормативного характера.

Системный подход к градостроительной деятельности предусматривает всесторонний учет многообразных факторов развития городского хозяйства, позволяя комплексно определить пути решения конкретных задач по дальнейшему развитию города, дает возможность на основе объективных закономерностей разработать программу формирования полноценной среды жизнедеятельности человека, построенной по принципам комплексности, целостности, ансамблевости, архитектурно-художественной выразительности, преемственности.


Сфера применения Правил землепользования и застройки
  1. Настоящие Правила разработаны на основании положений Конституции Российской Федерации, Гражданского, Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и других действующих федеральных законов, Градостроительного кодекса Ханты-Мансийского автономного округа, Устава города Мегион и нормативных правовых актов органов местного самоуправления
  2. Настоящие Правила являются местным нормативным правовым актом, входят составной частью в систему градостроительных норм и правил и, учитывая местную специфику, регламентируют градостроительную деятельность на территории города, основные направления и принципы которой определены муниципальной градостроительной политикой, формируемой на базе реализации утвержденной градостроительной документации
  3. Правила играют роль организационно-распорядительной основы градостроительной деятельности в городе путем установления порядка планирования и использования территории, определения процедур градостроительной и строительной деятельности, а также регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений
  4. Настоящие Правила действуют на территории г.Мегион в пределах его городской черты. Они обязательны для исполнения органами государственной власти, городского самоуправления, должностными, а также физическими и юридическими лицами, участвующими в процессе градостроительных преобразований на территории города, вне зависимости от организационно-правовых форм, форм собственности и гражданства.

Назначение и содержание правил землепользования и застройки
  1. Назначение правил землепользования и застройки:
  2. Правила землепользования и застройки содержат:
  3. Описание процедур осуществления землепользования и застройки включает:
  4. На схеме зонирования отображаются границы территориальных зон и их кодовые обозначения.
    Границы территориальных зон схемы зонирования обеспечивают требование федерального законодательства по принадлежности каждого земельного участка только одной территориальной зоне.
  5. Границы территориальных зон и градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
  6. Границы территориальных зон на схеме зонирования устанавливаются по:
  7. На схеме зонирования отображаются также границы зон градостроительных ограничений по требованиям охраны памятников истории и культуры, экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям в соответствии с утвержденным генеральным планом развития города Мегион.

Градостроительное планирование
Основные положения системы градостроительного планирования территориального развития города
  1. Cистема градостроительного планирования территориального развития города включает деятельность по подготовке, принятию и реализации градостроительных решений, определяющих пространственную организацию города и влияющих на качество городской среды в её определенных экологических и социальных параметрах.
    Система градостроительного планирования - система принятия решений, направленных на социально-экономическое, экологическое, инженерное и архитектурно-планировочное решение города.
  2. Основными задачами градостроительного планирования в г.Мегион являются:
  3. Основные виды градостроительного планирования: прогнозирование, программирование, проектирование.

Градостроительное прогнозирование развития городской территории
  1. Градостроительный прогноз - результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения
  2. Общей целью градостроительного прогнозирования является создание необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений и разработка этих решений в виде вариантов, моделей, стратегий
  3. Градостроительное прогнозирование является средством получения необходимого общего представления о возможных или желаемых путях и параметрах развития. Администрация города обеспечивает разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных градостроительных прогнозов
  4. Объекты градостроительного прогнозирования:
  5. Задачи градостроительного прогнозирования:
  6. План стратегического развития города разрабатывается с учетом документов градостроительного и экономического прогнозирования территориального развития города
  7. Основным документом прогнозирования является долгосрочная стратегия градостроительного развития города, которая разрабатывается администрацией города на срок 25-30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы

Муниципальные целевые градостроительные программы
  1. Градостроительная программа - это комплекс мероприятий, направленных на достижение четко очерченной градостроительной цели, имеющей социальное, культурное, экономическое и техническое измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема необходимых финансовых и иных ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий
  2. Муниципальные целевые градостроительные программы разрабатываются в соответствии с утвержденным планом первоочередных мероприятий реализации генерального плана развития города, либо на основе документации градостроительных и экономических прогнозов и принимаются Городской Думой. Финансирование градостроительных программ производится из средств местного бюджета по соответствующему разделу доходной части в пределах, утвержденных на очередной финансовый год. Градостроительные программы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет
  3. Обязательными являются следующие виды муниципальных градостроительных программ:
  4. По решению Городской Думы могут быть приняты другие муниципальные программы, направленные на улучшение среды жизни и деятельности жителей города Мегион.

Генеральный план города Мегион
  1. Управление территориальным развитием города Мегион осуществляется на основе генерального плана
  2. Генеральный план города является основным градостроительным документом, определяющим перспективы развития города. В соответствии со своим назначением генеральный план определяет функциональное зонирование территории города, основные направления его территориального развития, характер организации инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия, обеспечению экологического и санитарного благополучия
  3. Решение о корректировке (внесении изменений) генерального плана принимает Городская Дума в случае, если закончился срок реализации действующего генерального плана или возникли другие обосновывающие причины. Городская Дума поручает комитету по архитектуре и градостроительству города обеспечить проведение конкурса на выполнение работ по корректировке генерального плана, и возлагает на него функции заказчика и организатора разработки проекта
  4. Генеральный план утверждается Городской Думой
  5. До его утверждения, генеральный план подлежит опубликованию и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и администрации города, проходит государственную вневедомственную экспертизу и общественное обсуждение
  6. После утверждения генерального плана он приобретает законную силу для всех субъектов градостроительной деятельности в границах города.
И.о. председателя КАиГ
М.А. Бурлак
Телефон:36-6-36

www.admmegion.ru